Тематический урок по вопросам энергосбережения. Уроки энергосбережения в школе Примеры проведения открытых уроков по энергосбережению

  • 16.04.2022
Урок-проект: «Энергосбережение»

8 класс

Цель урока:

создать условия для углубления знаний учащихся в области энергосбережения, формирования правильного понимания смысла режима ожидания, его положительных и отрицательных сторон

Задачи урока.

Образовательные:

    познакомить учащихся с особенностями работы радиотелевизионной аппаратуры в режиме «stand-by»; формировать практические навыки по расчёту потерь энергии приборами в режиме ожидания; установить взаимосвязь между экономией энергетических ресурсов и улучшением состояния окружающей среды.

Развивающие :

    способствовать формированию научного мировоззрения учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать у учащихся умение работать с учебной информацией, анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать выводы.

Воспитательные:

    формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат; способствовать воспитанию культуры энергопользования;  воспитывать познавательная активность учащихся.
Оборудование: 2 персональных компьютера, имеющим доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Использование электричества позволило человечеству создать устройства и приборы, радикально изменившие его жизнь.Потребность в энергии постоянно увеличивается. Зачастую в пустующих помещениях горят электрические лампы, бесцельно работают конфорки электроплит, светятся экраны телевизоров. Установлено, что 1520% потребляемой в быту электроэнергии пропадает из-за небережливости потребителей.Простота и доступность электроэнергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости ее экономии.Между тем, цены услуги на электроснабжения постоянно растут. В связи с этим экономное расходование электроэнергии должно стать нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека.Многие приборы, даже будучи, выключенными, остаются под напряжением и без всякой пользы потребляют электроэнергию. Иногда мы даже не подозреваем, что это происходит – ведь мы выключили прибор не пультом, а используя его основной выключатель. В качестве примера таких приборов можно назвать копировальные аппараты и активные акустические системы.Электроэнергия практически всегда «просачивается» через те приборы, которые какое-то время не используются, но остаются подключенными к сети, чтобы: их было удобнее включать через пульт дистанционного управления (телевизоры); они автоматически включались через реле времени (электроплиты,

кофеварки, музыкальные центры и т.д.); принимать сигналы из внешней сети (факсы); проще и быстрее переходить из режима в режим.

Этот вид работы вхолостую, который называют режимом готовности «stand-by», первоначально был задуман как «экономная схема» с сокращенным энергопотреблением. Учитель: Ребята, а как вы считаете, в каких случаях полезен режим ожидания?

Ответы учащихся:

    Когда человек частично или полностью ограничен в движении. Когда необходимо включить прибор (микроволновую печь, стиральную машину, музыкальный центр и др.) в отсутствие хозяина.
Учитель. Расход электроэнергии приборами, находящимися в режиме ожидания, представлен в таблице 1.

Таблица 1. Затраты электроэнергии приборами находящимися в режиме ожидания

Устройство

Учитель. Используя таблицу, необходимо определить приборы, потребляющие в режиме ожидание наибольшее количество электрической энергии; наименьшее количество.

Ответы учащихся.

Учитель. Пожалуй, самым «популярным» прибором в каждой семье является телевизор. В среднем время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов. Определить мощность, потребляемую телевизором в режиме ожидания, можно используя паспорт прибора или руководство пользователя.Давайте, рассчитаем энергопотери, связанные с работой телевизора в режиме «stand-by» за год и сравним эти потери для телевизоров устаревшей модели и современной модели.

(Учащиеся решают задачи 1 и 2 по группам, каждой группе достается по одной задаче).

Задача 1. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Горизонт 42AF в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 11Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).

Решение.

Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет 11Вт·19ч=209Вт·ч. За один год потери энергии составят 209Вт·ч·365=76285 Вт·ч ≈ 76,3 к Вт·ч. Ответ: 76,3 кВт·ч. Задача 2. Рассчитать среднее годовое потребление электроэнергии телевизором марки Samsung UE42F5500 в режиме «stand-by», учитывая, что потребляемая мощность в режиме ожидания равна 0,3Вт. (Среднее время работы телевизора в режиме холостого хода составляет 19 часов).

Решение.

Потребление энергии телевизором в режиме «stand-by» за одни сутки составляет 0,3Вт·19ч=5,7Вт·ч. За один год потери энергии составят 5,7Вт·ч·365=2080,5 Вт·ч ≈ 2,1 к Вт·ч. Ответ: 2,1 кВт·ч. Учитель. Таким образом, из расчётов видно, что потребление энергии в режиме холостого хода для телевизора устаревшей модели отличается почти в 35 раз. Для расчета потерь энергии различными приборами, применяемыми в домашнем хозяйстве и в офисах, можно использовать калькулятор режима ожидания (http://www.technopark.by/iccee/calculator/366.html ), который также поможет рассчитать стоимость потребленной энергии и соответствующие выбросы в атмосферу парникового газа СО 2 .

(Учащиеся в группах производят расчёт потерь энергии приборами, используемыми в их семьях с помощью калькулятора «stand-by» ).

Учитель. В среднем количество энергии, растраченными всеми приборами квартиры в режиме «stand-by», составляет около 600 кВт·ч в год. Если принять, что в Воронеже около 120 тысяч квартир, то получим, что перерасход электроэнергии по городу составит 75960000 кВт·ч.Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и других природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема.Произведем расчёт количества сжигаемого топлива, необходимого для обеспечения работы приборов в режиме «stand by» в городе Воронеж на протяжении одного года.

(Учащиеся решают задачи 3 и 4 по группам, каждой группе достается по одной задаче).

Решение .

Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота

сгорания сухих дров составляет 8,3МДж/кг

75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж .

Для нахождения массы дров воспользуемся формулой m = q/Q, где Q –количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, q – электроэнергия.m= 273456000*10 6 /8,3*10 6 Дж/кг=3295903≈3,3*10 6 кг Ответ: 33*10 6 кг сухих дров.

Решение .

Для решения задачи примем во внимание, что удельная теплота сгорания сухих дров составляет 35,5МДж/кг. 75 960 000 кВт·ч=75 960 000 000Вт·3600с=273456000МДж .

Q

Ответ: 7,7*10 6 кг природного газа.

Учитель. Следует также учесть, что при сжигании даже самого экологичного топлива – природного газа, выбросы в атмосферу из-за расхода энергии в режиме «stand-by» составят более 91 млн. м 3 СО 2 .

Учитель. Наш урок подходит к концу. Надеясь, советы, полученные вами сегодня, помогут вам и вашей семье в уменьшении энергетических затрат и тем самым в экономии семейного бюджета.

Подведение итогов.

Оценивается работа учащихся в группах учителем и руководителем группы.

Домашнее задание.

Составить план экономии по приборам в своей квартире.

Рефлексия .

Заключение

В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения принципов экономии и бережливости в целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных и топливно-энергетических ресурсов. Ведь расточительное пользование ресурсами приводит к их истощению, а также загрязнению окружающей среды.Дежурный режим считается экономичным, но энергия при этом все же потребляется. Задача сокращения потребления энергии электроприборами и системами в режиме ожидания находится в центре внимания международной электронной промышленности. Однако главный выбор использования режима остается за потребителями.Проведение занятия по данной теме позволит углубить знания учащихся в области энергосбережения, сформировать правильное понимание смысла режима ожидания, а также проводить непосредственные количественные расчеты энергетических потерь, связанных с использованием режима «stand-by».

Приложение

Энергосбережение – реализация мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов, таких как электричество, тепло, вода, газ при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Расточительное расходование в повседневной жизни воды, газа, электрической и тепловой энергии является не только дорогим «удовольствием», но и признаком невоспитанности, «дурным тоном». Пересмотрев в нашей повседневной жизни свои привычки и поведение, можно значительно снизить потребность в энергоресурсах. И это вовсе не означает ухудшение жизненного стандарта или отказ от комфорта. Привычка экономить энергию это признак разумного и современного потребителя.

Многие из устройств, оснащенных режимом «stand-by» работают «просто так», хотя каждый ватт их мощности в длительном режиме работы приводит к напрасному расходу электроэнергии.

Сохраняя же энергию, можно не только сэкономить свои деньги, но и улучшить экологическое состояние планеты.

Данная методическая разработка может быть использована в практике работы учителей физики, в частности при изучении темы «Использование и экономия электроэнергии» (8 класс).

Вместе ярче! Всероссийская неделя энергосбережения УРОК энергосбережения в начальных классах Вастьянова Л.Л., учитель начальных классов МКОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края 2016 год Россия богата нефтью, газом, углем и гидроресурсами. Но разумный хозяин всегда относится бережно к тому, что ему досталось в наследство.Сегодня существуют современные технологии и оборудование, позволяющие снижать энергопотребление на предприятиях различных отраслей промышленности, транспорта, услуг и даже у нас дома. Благодаря их внедрению, можно снижать себестоимость продукции, способствуя повышению конкурентоспособности, платить меньше за электроэнергию, тепло и воду, делать дома и здания теплее, комфортнее для проживания, сохранять ресурсы для будущих поколений. Россия богата нефтью, газом, углем и гидроресурсами. Но разумный хозяин всегда относится бережно к тому, что ему досталось в наследство.Сегодня существуют современные технологии и оборудование, позволяющие снижать энергопотребление на предприятиях различных отраслей промышленности, транспорта, услуг и даже у нас дома. Благодаря их внедрению, можно снижать себестоимость продукции, способствуя повышению конкурентоспособности, платить меньше за электроэнергию, тепло и воду, делать дома и здания теплее, комфортнее для проживания, сохранять ресурсы для будущих поколений. Сберегать энергию и вносить свой вклад в развитие страны можно везде и всегда. И, если мы возьмёмся всей страной, то многое может получиться! Сберегать энергию и вносить свой вклад в развитие страны можно везде и всегда. И, если мы возьмёмся всей страной, то многое может получиться! Будем стараться бережно относиться к энергии дома и в школе, чтобы наша страна была сильной и конкурентоспособной! ЭНЕРГИЯ - целая чудо - страна! ЭНЕРГИЯ - целая чудо - страна! Она на планете очень нужна. Она помогает людям во всём, Сегодня расскажем об этом ВТРОЁМ! Я - СВЕТ, освещаю дома и дворы. Я - СВЕТ, освещаю дома и дворы. Без света нет школы, уроков, игры. По улице светлой уютно шагать. И в городе светлом приятно гулять. Со мною дружить обязательно надо. Моя экономия – ваша награда. Люди нередко меня забывают, Включают, потом не всегда выключают. Нужен я в комнате только одной, Но загораюсь я, дети, в любой! Правильно - неправильно?

Неправильно!

Свет не должен гореть во всех комнатах одновременно. Особенно, если там не требуется освещение!

Правильно - неправильно?

правильно!

Свет горит там, где требуется освещение!

Правильно - неправильно?

Неправильно!

Из - за немытых окон в помещении мало света!

Правильно - неправильно?

правильно!

Чистые окна и плафоны помогут сберечь энергию!

О новостях со всех сторон О новостях со всех сторон Я знаю, я - ТЕЛЕВИЗИОН. Живу в планшетах и смартфонах, Лэп - топах, даже в телефонах. Питаю телевизор ваш – И прихожу к вам на этаж. В розетках всё занято, тут же страдаю! От каждого гаджета я быстро таю. Трачу я силы на кучу приборов, Люди не могут без разговоров. Вот мама включила свой телефон, Вот телевизор в зале включён, Вот заряжается брата ноутбук, Всё это вместе - как же так, друг? Компьютер, планшет, ноутбук, телефон – Проверьте, быть может, он зря подключён? В избытке энергию тратит прибор. Небрежным пользователям Дадим отпор! Правильно - неправильно?

Неправильно!

Бытовые приборы и электронные устройства работают без необходимости!

Правильно - неправильно?

правильно!

Устройства включены только там, где нужны!

Привет вам, ребята! Привет вам, ребята! Зовут меня ХОЛОД. Я в ваших квартирах, Как гость ещё молод. Недавно поставили кондиционеры, И вентиляторы служат вам верно. Вам холодильник с детства знаком. Я иногда проживаю и в нём. Честно скажу – не боюсь я жары. Только и мне переменки нужны. Если в квартире комфорт наступил – Выключите для экономии сил. При окнах открытых нельзя мне работать. Энергию тратьте с умом и заботой! Правильно - неправильно?

Неправильно!

Кондиционеры работают без надобности!

Правильно - неправильно?

правильно!

Кондиционеры включены там, где требуется их работа!

Я - супергерой! Я - супергерой! My name is Light! И так же, как СВЕТ, я люблю помогать. Я вам расскажу, как ещё на планете Дружат с энергией Взрослые и дети. Энергия солнца. Солнечные батареи Солнечная батарея - несколько объединённых фотоэлементов, преобразующих солнечную энергию в постоянный электрический ток. Солнечные батареи используются в калькуляторах, для подзарядки плееров, фонариков. Люди даже хотят изобрести самолёт на солнечных батареях. Энергия ветра. Ветрогенераторы Ветрогенератор - устройство для преобразования энергии ветрового потока в электрическую энергию. В России ветрогенераторы расположены в основном на побережье и островах Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Камчатки. Энергия приливов. Приливные электростанции Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды. Для получения энергии залив перекрывают плотиной. В России с 1968 года действует экспериментальная Кислогубская ПЭС в Кислой губе на побережье Баренцева моря. Интересные устройства Калькулятор, работающий на воде Вполне может работать длительное время даже в полной темноте. Достаточно капнуть несколько капель воды на специальный элемент питания, устройство может работать в течение 3 – х месяцев. Как только цифры начнут гаснуть, нужно просто добавить воды.

Светильники на солнечной батарее

Питание садовых фигур происходит за счёт встроенного фотоэлемента, который преобразует солнечный свет в энергию. Садовые светильники могут освещать 6 - 8 часов непрерывно.

ДЕТИ, а вы в нашей команде?

Не забывать их там - СОВЕТ!

Мы от зарядок провода

В розетке эабываем …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

В открытые окна ушёл ветерок,

И кондиционер охладить всё не смог.

Закрытые окна - прохладно тогда,

Следить за приборами правильно? …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Светлые окна, сияющий свет

С грязными окнами видно всё?

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Энергия в классе, конечно, нужна.

Энергия - это наша страна.

Но трогать нельзя и срезать провода

Согласны вы, дети? Скажите: …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Сколько же можно смотреть на экран,

Если вокруг зазвучал дружный храп?

Пультом работать - не много труда, Если понятно, скажите: …

Хором ответ давайте! ДА или нет выбирайте!

Дверь холодильника плохо закрыта,

Эта ошибка мной не забыта.

Лампочка долго горит иногда,

Будете дверь закрывать? …

Отгадайте ребусы!

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Отгадайте ребусы!

ЛАМПОЧКИ

Прощание с друзьями Если вы помните правила, дети, Будет энергия жить на планете. В дом через чистые стёкла войдёт, В школе сквозь трещины не пропадёт. С ветром и солнцем подружится в мире, Будет гармония в каждой квартире! КАК стараться бережно относиться к энергии дома и в школе?

  • Не забывать, уходя гасить свет!
  • Закрывать окна при включенных вентиляторах и кондиционерах.
  • Заменить устаревшие лампочки и бытовую технику.
Использованные интернет - источники http://вместеярче.рф/materialy


Методическая разработка тематического урока по энергосбережению во 2 классе
Тема: Солнце – главный источник энергии, источник тепла и света.

Разработка рассчитана на 1 занятие, но в зависимости от уровня подготовки класса материал может быть использован на 2 часа.
На занятии применяются активные методы обучения, которые направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика. Словесные методы (рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация учебных пособий, компьютерная презентация), методы проблемно-поисковые и репродуктивные.
Используется групповая форма работы, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Цель: формировать представления о солнце как источнике жизненно-важной энергии; активизировать поисковую деятельность; обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями; совершенствовать умения выполнять работу сообща, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения.
Умения: понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения, формулировать простейшие выводы на основе изученного материала, умения анализировать, делать выводы.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их преодоления.
Познавательные УУД: понимание информации, представленной в изобразительной, модельной схеме, осуществление для решения учебных задач операций сравнения, установления причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умение строить небольшие монологические высказывания.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе.
Предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на модели и иллюстрации, обогащение природоведческого кругозора, усвоение природоведческих понятий на практическом уровне.
Создание положительной мотивации на занятие (Игра «Веселый стульчик»)
Я предлагаю начать наше занятие с игры «Веселый стульчик». Вы сидите на стульчиках. Уберем один стульчик. Как только заиграет музыка, вы встаете со своего стула и ходите, бегаете по кабинету. Как только музыка останавливается, вы должны занять чужой стул. Кто не успеет – выходит из игры. (Потом можно убрать 2 стула, 3 стула и т.д.) (Ученики под музыку выполняют задание).
За счет чего вы так активно двигались? (За счет энергии)
Актуализация знаний
На прошлом занятии мы говорили с вами о видах энергии. Какую энергию использует человек в своей жизни? (Человек использует энергию света, энергию тепла, энергию движения, энергию пищи, электрическую энергию…)
За счет какой энергии вы двигались? (За счет энергии движения)


Молодцы. Мы еще с вами маленькие, чтобы запомнить сложные названия. И, конечно, назвали не все виды.
Откуда у вас появилась энергия для игры? (Мы хорошо питаемся, отдыхаем (во сне восстанавливается энергия),… получаем от воды (утоляем жажду, и вообще, человек не может прожить без воды), от ветра (освежает)…)
Формулирование темы занятия
Для того чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадку.
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар.
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (Это солнце)
Что такое солнце? (Солнце – это звезда)
Мы говорим сейчас об энергии. Почему я заговорила о солнце? (Солнце - главный источник энергии)
Что дает нам солнце? (Солнце дает нам свет и тепло.)
Давайте подумаем, о какой энергии мы сегодня с вами будем подробно говорить? (О солнечной.)
Сформулируйте тему урока. (Солнце – главный источник энергии.)
Да, тема нашего занятия: Солнце – главный источник энергии, источник тепла и света.
Выяснение значения солнечной энергии в жизни человека
Как вы понимаете, что значит солнечная энергия?
Действительно, солнце наш главный источник энергии.
Какая это энергия? (Самая чистая.)
Какую энергию ваша семья каждый месяц оплачивает? (Электроэнергию)
А за солнечную энергию вы платите? (Нет, ее можно использовать бесплатно)
Эта энергия самая чистая, да вдобавок еще и бесплатная…
Приведите 1 пример, как человек использует солнечную энергию. (Летом на даче строят летний душ. Бочку красят в черный цвет для того, чтобы вода быстрее нагревалась. Это экономит электроэнергию. За день вода нагревается и становится теплой, а в жаркий день даже горячей.)
Задание:
За 3 минуты каждая команда должна написать (нарисовать), как использует человек солнечную энергию. Цель: задания: сформировать у участников игры установку на сбережение энергии и вариантов использования солнечной энергии. 2 команды. Каждая команда работает в группе и выполняет кластер.
У обучающихся получились следующие ответы. После проверки общие одинаковые ответы следующие: 1.Купание в водоемах: вода прогревается, человек получает удовольствие и пользу для здоровья, купаясь.
2. Загораем на солнышке.
Разные:
1-я команда:
1.На даче в весенний период, когда на улице еще прохладно, а в доме протоплено, стараемся плотно закрывать входную дверь, не выпускать тепло на улицу.
2.Летом отключено отопление, солнышко отапливает само.
2-я команда:
1.Окна должны быть всегда чистыми для того, чтобы как можно больше солнечного света и тепла проходило через них.
2.Многие люди устанавливают в квартире пластиковые окна в первую очередь для того, чтобы было теплее.
Посмотрите на иллюстрации и скажите, в каком сюжете природа больше загрязняется?
(Сюжет, где растоплен камин.)




Для того, чтобы не происходило загрязнения окружающей среды, человек еще больше стал задумываться о том, как использовать самую чистую энергию в мире – солнечную.
Что еще придумали люди?
Как человек научился использовать солнечную энергию? (Просмотр фильма «Фиксики. Солнечная батарея»)
Итак, где человек может использовать солнечную энергию? (Оказывается, некоторые калькуляторы работают от солнца.)
Что еще вы можете привести в пример?
В некоторых странах дома отапливаются с помощью солнечных батарей.


Какие «домики», если можно так сказать, строят у нас в Сибири на лето для определенных целей. (У нас в Сибири ставят теплицы на лето, чтобы получить хороший урожай овощей.)
Но мы назвали только небольшую часть того, как человек использует солнечную энергию. А она может использоваться в очень широких масштабах. Например, существуют даже солнечные электростанции. (можно посмотреть отрывок видеофильма «Солнечная электростанция»)
Человеку, животным, растениям для того, чтобы жить, развиваться, размножаться тоже нужна энергия. Откуда они ее берут? (Они берут её из пищи.)
Продукты, которые мы употребляем в пищу, косвенно являются даром солнца. Энергия пищи – не что иное, как энергия солнца.
Как это происходит? (Растения превращают энергию Солнца в полезную для человека и животных энергию.)
А животные? (Одни, например, заяц, улитка, гусь, питаются только растениями. В свою очередь, сами они являются кормом для других животных – хищников: волка, лисы, змеи и других.)
Человек употребляет как растительную, так и животную пищу.
Таким образом, солнечная энергия переходит от одного организма к другому. Посмотрите на ваши рисунки. Что мы в них показывали?



Пищевые цепи или цепи питания. (Рисунки пищевых цепей, выполненными учащимися.)
Оказывается, сами пока не зная этого, мы показывали, как одна энергия превращается в другую.
Каждый день по небосводу катится яркий шар солнца. Он дарит свет и тепло, а вместе с ними и жизнь.
Физминутка
Немного из истории
Люди всегда думали о солнце как о живом существе. Древний человек поклонялся солнцу как главному божеству. Почему? (От солнца зависело все: не будь солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека.)
Вспомните любую закличку, в которой упоминается солнце.
(Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Едут господа-бояре
К тебе в гости во двор.
На пиры пировать,
Во столы столовать!)
Ребята, вам необходимо из частей составить несколько пословиц о солнце, обсудить их и подумать, может быть, вы с какой-то пословицей не согласны.
(Солнце своего света никому не жалеет.
Ласковое слово, что солнце в ненастье.
Что мне золото, светило бы солнышко.)
(Как месяц не свети, а все не солнышко.
Даже самая высокая гора и та не заслонит солнце.
Худо лето, когда солнца нету.) (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»)
Зачитайте свои пословицы друг другу. Молодцы. Хорошо справились с заданием. (Ученики зачитывают пословицы друг соседней команде.)
С какой пословицей вы не согласны? (Согласны со всеми.)
Солнечная минутка отдыха
На нашем солнышке написаны «Самые солнечные…». Вопросы разные, но все они начинаются одинаково «Какой самый солнечный…»
Команды по очереди подходят к солнышку, выбирают лучик и читают вопрос.
1 команда: Какой месяц самый солнечный и почему?
(Ответ: Июль, так как солнце согревает землю в июле сильнее всего)
2 команда: Какое событие в жизни человека можно назвать самым солнечным? Почему?
(Ответ: День рождения, потому что в этот день все улыбаются и дарят имениннику подарки (или новый год))
1 команда: Какое дерево самое солнечное? (Ответ: Сосна, потому что на солнце ее ствол становится очень теплым).
2 команда: Какую птицу можно назвать самой солнечной? (Ответ: Грача, потому что первый встречает весну).
1 команда: Какое качество человека можно считать солнечным? Почему? (Ответ: Доброту, потому что она согревает сердца людей).
2 команда: Какой день недели самый солнечный и почему? (Ответ: Воскресенье, т.к. люди отдыхают в этот день, запасают энергии на всю следующую неделю).
Конечно, здесь ответы на вопросы и в прямом и переносном значении. Но все-таки, все на земле зависит от солнца.
Выяснение вредного воздействия солнечного света на организм человека
Как вы считаете, может ли солнечный свет оказывать губительное действие? (Ответы учащихся)
Все зависит от того, как им пользоваться. Приведите примеры, когда солнечный свет отрицательно влияет на организм человека?
Чем знаменит этот герой?


Давайте посмотри сценку этого сюжета, которую подготовили ваши одноклассники. После чего вы скажете, с какой целью мы этот сюжет вам показали? (Инсценирование обучающимися (заранее подготовленных) сюжета о львенке и черепахе под звучание их песенки «Я на солнышке лежу»)
С какой целью мы этот сюжет вам показали? (Мы сегодня говорим об энергии солнца, а черепаха и львенок именно на солнышке грелись.)
Какое у них было настроение? (Очень хорошее.)
Оказывается, как говорят, солнечный свет наполняет сердце счастьем. Это и в прямом, и переносном смысле. Солнышко очень полезно нашему сердечку. Солнечный свет снижает частоту пульса. Он повышает эффективность работы сердечной мышцы. Он способен нормализовать давление.
Как приятно понежиться на солнышке, лежа на горячем песочке возле реки. Но это удовольствие может перерасти в большую неприятность, если сделать это неграмотно. Какая неприятность может случиться, если долго быть на солнышке? (Ожоги, солнечный удар)


Какие признаки солнечного удара? Как вы поймете? (повышается температура тела; покраснение кожного покрова; пульс и дыхание учащаются; чувствуется слабость, возникает головная боль; шум в ушах; тошнота, рвота; если солнечное тепло долго воздействует, то температура тела может повыситься до 40 градусов по Цельсию, теряется создание, возникают судороги; часто возникают ожоги.)
Работа в группах
Как избежать солнечного удара? (Учащиеся работают в группах самостоятельно)
Какие правила вы составили?


(Одежда должна быть легкой. Желательно, светлых тонов. В жару на солнце обязательно нужно носить головной убор или платок. Ни в коем случае не следует спать на открытом солнце. Чаще охлаждайтесь питьем воды и прохладным душем.)
Для кого вы составляли эти правила? (Мы составляли правила для себя и своих знакомых.)
Теперь вы понимаете, почему родители не могут позволить вам долго находиться на улице?
Так родители проявляют заботу о вас.
Что вы будете делать, если все-таки обгорите на солнышке? (Намазать кожу каким-нибудь жирным кремом, сметаной… в аптеке продают специальные средства для такого случая.)
Мы заканчиваем с вами занятие.
Закончите фразу:
Когда солнышко радуется…
Солнышко улыбается, когда…
Солнышко грустит, когда…
Солнышко плачет, когда…
Солнышко прячется, когда…
Солнышко удивляется, когда…
Аукцион!
Здесь у нас аукцион –
Подведет итоги он.
Тот, кто лучше, больше знает -
Тот награду получает!!
Сегодня у нас на аукционе удивительный товар. Его вы можете приобрести за свои знания. Это книга по атомной энергии (соревнуются два ученика в знаниях по данной теме. Некоторые вопросы сама приготовила для учеников).
1-ый ученик:
1.Солнце даёт тепло и … .
2.… добывают в шахтах.
3. Главный источник энергии на Земле.
2-ой ученик:
1.Для выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях используют …
2. … поглощают солнечную энергию.
3. Ветростанции строят там, где дуют сильные …
Рефлексия
Поднимите руку те, для кого занятие было полезным?
Что узнали нового?
Что полезного из этого занятия для себя взяли?
Пригодятся ли вам знания по этой теме?
Хотите ли вы продолжить изучение данной темы?
Какие вопросы у вас еще возникли на занятии?
Вспомните экскурсию в центр атомной энергии. Какие знания по этой теме вы там приобрели?
Спасибо за урок, за хорошие ответы, за отличную работу. И пусть всегда ваш путь освещается солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни. Будьте веселыми и энергичными всегда!
Список литературы:
1. Эрих Юбелакер «Солнце», Серия «Что есть что»;
2. А. И. Гаврилин, С. А. Косяков, В.В. Литвак, Б.В. Лукутин, В.А. Силич, М.И. Яворский, Азбука энергосбережения, пособие для учителя, Томск «курсив плюс» 1999;
3. Журнал- сборник сценариев для школ и библиотек «Читаем, учимся, играем», № 2/2012 №7/2011

Подготовлено Центром Энергосбережения Пермского края

Обоснование актуальности введения в школах
новой дисциплины «Основы энергосбережения»

Глобальной тенденцией современного мирового сообщества является постоянная и активная реализация различного масштаба и вида проектов, посвященных эффективному использованию энергии. Подобные проекты имеют не только экономическое значение, но также и экологическое, поскольку напрямую воздействуют на окружающую среду. В частности, речь идет о сокращении выбросов парниковых газов, возникающих в результате производства энергии из ископаемого топлива. Следовательно, сокращение производства и потребления энергоресурсов приводит к непосредственному улучшению окружающего мира.

Для России данная проблемы также стала одной из приоритетных, особенно, учитывая отставание нашей страны в сфере энергоэффективности от промышленно развитых стран мира. На сегодняшний момент российское государство предпринимает ряд ключевых шагов для достижения позитивных изменений сложившейся ситуации в области энергосбережения, в частности: разрабатываются и вводятся в действие новые нормативные документы, направленные на решение вопросов повышения эффективности использования энергии и энергосбережения; начата модернизация всей системы ЖКХ; разрабатываются инновационные технологии по энергосбережению и т.п.

Однако, в любой сложной системе основу ее функционирования составляют люди. Для того, чтобы Россия могла занять достойное место в числе стран, заботящихся о благополучии нашей планеты, для того, чтобы рядовые жители нашей страны могли не менее достойно жить в ней, необходимо целенаправленно обучать и воспитывать подрастающие поколения как рачительных пользователей природных ресурсов.

Комплексное обучение энергосбережению на разных этапах возрастного развития ребенка позволит ему вырасти думающим, заботящимся об окружающем мире, человеком.

Основное содержание курса

Основная цель курса «Основы энергосбережения» в общеобразовательном учреждении состоит в передаче учащимся знаний в областях энергетики и энергосбережения, а также в обеспечении условий для приобретения ими практических навыков рационального использования энергоресурсов.

Структура учебного курса может включать в себя три основных блока:

  • § Теоретический блок - комплекс теоретического материала по обозначенной тематике;
  • § Практический блок - комплекс учебно-практических заданий;
  • § Блок игрового обучения - интегральный тренинг учащихся.

Теоретический блок учебного курса содержит материалы, раскрывающие базовые понятия в областях энергетики и энергосбережения.

Для лучшего усвоения теоретического материала учебного курса в процессе обучения целесообразно использовать подробные иллюстрации, который представлен в различной форме, например:

  • плакаты с картинками, графиками, диаграммами, соответствующими изучаемой теме;
  • некоторые реальные приборы учета: тепло- и водосчетчики, индивидуальные терморегуляторы и т.п.;
  • электронные пособия с видио-имиджами энергетических объектов и т.п.

Практический блок курса представляет собой систему учебно-практических занятий, в частности, по некоторым аспектам энергетического аудита, создания энергосберегающих светильников и т.п.

Практический блок учебного курса может содержать следующие тематические направления:

1. Анализ состояния объектов (классов, кабинетов и т.д.) школы по уровням потребляемой ими электроэнергии с целью определения мероприятий по снижения затрат на её потребление.

2. Практические действия по снижению затрат на потребление электроэнергии и оценка степени их эффективности, например, изготовление энергосберегающих светильников из пластика и размещение их во всех помещениях школы и т.п.

3. Анализ состояния объектов (классов, кабинетов и т.д.) учебного заведения по уровням потребляемой ими тепловой энергии с целью определения мероприятий по снижения затрат на её потребление.

4. Практические действия по снижению затрат на потребление тепловой энергии и оценка степени их эффективности, например, если в школе не установлены стеклопакеты - прокладка поролоном оконных рам и их обклейка; размещение автоматических доводок для входных дверей и т.п.

Блок игрового обучения - интегральный тренинг учащихся предполагает использование комбинаторного сочетания тренинговых упражнений, направленных на развитие у учащихся рефлексивности, гибкости и креативности, а также ролевых игр и комплекса кейсов, посвященных энергосберегающей тематике. Содержание кейсов может включать такие проблемные задачи как:

Разработка схем и способов оценки качества функционирования энергосистемы по уровням потребления энергии различных жилых объектов (школы, квартиры, дома);

Разработка инновационных моделей внедрения системы энергосбережения в жилых помещениях;

Обоснование стратегий реализации разработанных инновационных моделей внедрения системы энергосбережения в жилых помещениях;

Обоснование показателей комплексной оценки созданных моделей, методов осуществления подобной оценки;

Реализация методов комплексной оценка степени эффективности реализации моделей системы энергосбережения с последующим анализом полученных результатов.

Динамика уровня компетентности учащихся по вопросам энергосбережения и энергоэффективности при освоении учебных материалов курса «Основы энергосбережения» отслеживается системой объективного контроля. Для этих целей, а также для самопроверки уровня усвоения учебного материала можно использовать тематические тесты, содержащие, например, следующие вопросы .

ВОПРОС 1. Какие виды электростанций вы знаете:

1) гидроэлектростанции (ГЭС);

4) ветровые электростанции;

5) гелиевые станции;

6) приливные электростанции;

7) громовые электростанции;

Верный ответ будет состоять в одновременном перечислении первых 6 видов электростанций.

ВОПРОС 2. Какие виды электростанций на возобновляемых источниках энергии вы знаете:

1) гидроэлектростанции (ГЭС);

2) атомные электростанции (АЭС);

3) тепловые электростанции и теплоэлетроцентрали (ТЭС, ТЭЦ);

4) ветровые электростанции;

5) гелиевые станции;

6) приливные электростанции;

7) громовые электростанции;

Верный ответ будет состоять в одновременном перечислении видов: 1, 4, 5, 6.

ВОПРОС 3. Какие виды электростанций наносят наибольший вред окружающей среде:

1) гидроэлектростанции (ГЭС);

2) атомные электростанции (АЭС);

3) тепловые электростанции и теплоэлетроцентрали (ТЭС, ТЭЦ);

4) ветровые электростанции;

5) гелиевые станции;

6) приливные электростанции;

7) громовые электростанции;

ВОПРОС 4. В каких единицах обычно измеряется электроэнергия:

1) Кдж, Мдж, Гдж;

2) Квт, Мвт, Гвт;

3) Ккал, Мкал, Гкал;

Верный ответ будет состоять в указании вида 4.

ВОПРОС 5. В каких единицах обычно измеряется тепловая энергия:

1) Кдж, Мдж;

2) Квт, Мвт, Гвт;

3) Ккал, Мкал, Гкал;

4) Квт · час, Мвт · час, Гвт · час;

Верный ответ будет состоять в указании вида 3.

ВОПРОС 6. Какие виды сбережения электроэнергии вы знаете:

1) замена ламп накаливания на лампы дневного света;

2) замена ламп дневного света на лампы накаливания;

3) сведенное к необходимому минимуму использование электронагревательных приборов (электрочайников, утюгов и т.д.);

4) интенсивное использование электронагревательных приборов (электрочайников, утюгов и т.д.);

5) выключение электрического света, когда естественного света вполне достаточно;

6) выключение электрического света при покидании пустого помещения.

Верный ответ будет состоять в указании видов: 1, 3, 5, 6.

ВОПРОС 7. Какие виды сбережения тепловой энергии вы знаете:

1) оклейка окон;

2) замена окон двухслойного остекления на трехслойное;

3) утепление входных дверей;

4) интенсивное использование электронагревательных приборов (калориметров, обогревателей, тепловентиляторов и т.д.);

5) рациональное регулирование подачи тепла в системе отопления при наличии регуляторов;

6) теплоизоляция питающих систему отопления теплотрасс.

Для оценки динамики уровня компетентности учащихся по вопросам энергосбережения и энергоэффективности при освоении учебных материалов курса «Основы энергосбережения» целесообразно использовать также систему контрольных заданий дифференциальной категории сложности. Например, по теме « Анализ состояния объектов (классов, кабинетов и т.д.) школы по уровням потребляемой ими электроэнергии с целью определения мероприятий по снижения затрат на её потребление: учащимся можно предложить решить задачу следующего содержания.

Задача 1.

В таблице 1 приведены месячные данные по расходу электроэнергии по помещениям 4-х классов данной школы.

| скачать бесплатно Уроки энергосбережения в школе , Центр Энергосбережения Пермского края,

Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме: "Энергосбережение – это комфорт в нашем доме»

  1. класс КГУ «ОСШ №16» учитель:
Скачкова Алла Ионасовна

Цели: Довести до сознания учащихся необходимости бережного использования энергии

Задачи: Повысить культуру потребления энергии в повседневной жизни. Привлечение внимания к проблемам использования энергии, охране окружающей среды

Вовлекать школьников в полезную деятельность по энергосбережению.

Оборудование и материалы:

Презентация с интернета «Советы по энергосбережению»

    Плакаты: «Выключить также легко, как и включить»

« Выключи свет, когда он не нужен»

«Берегите электричество в любых количествах»

«И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением»

«Энергосбережение- дело для всех- польза для каждого»

3. Оформление класса: выставка рисунков учащихся «Вред природе»

4. Советы взрослым и детям.

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Электроник - Представьте, что к нам на Землю прилетел с другой Галактики инопланетянин. Зовут его «Экологикс»

Инопланетянин : Мои братья отправили меня на планету Земля. На вашей планете всё иное, всё иначе. Я хочу познакомиться с вашей жизнью. Меня интересует, что за приборы находятся в ваших квартирах и как они работают? Что за огни светятся? Сегодня ваша планета стоит на пороге экологической катастрофы и грозит «парниковый эффект». Объясните мне это состояние планеты Земля?

Электроник на этом мероприятии – переводчик.

Инопланетянин – это старшеклассник хорошо знающий материал.

Электроник – если во время объяснения допускается ошибка или неточность, то «инопланетянин» будет говорить «Аба-кадабра» что он не понял, и просит объяснить ещё раз. Поручили вашему классу ответить на вопросы так, чтобы он хорошо понял.

– Чтобы было понятно и «Экологикс» увидел приборы, мы совершим небольшое путешествие в квартиры. Да-да, я не ошибся! Именно в ваши квартиры. Мы живём в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжёлую работу делают машины.

Итак, путешествие по дому начнём с кухни. Здесь очень много приборов требующих нашего внимания.

Инопланетянин – увидел прибор на столе. Он был удивлён, что за машина с гибким проводом с двумя пальцами.

Электроник загадывает загадку

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Электрический чайник)

Наш класс гостеприимный. Приглашаем всех к чаю.

Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете.

Ученик взял маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил её в розетку.

«Экологикс» дёрнулся, удивлённо смотрел на чайник.

Электроник Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Ученик : Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить. Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Электроэнергия вырабатывается на электростанциях специальными машинами- генераторами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используются вода, пар, газ или атомная энергия. Электрический ток – не увидеть, не потрогать!

«Экологикс» - стало понятно, как работают приборы. Большое спасибо за интересную информацию. Инопланетянин увидел огоньки в квартире. Что за огоньки светятся?

Электроник : Все мы знаем, что людям для работы нужен свет. Человек ведёт активную жизнь в светлое время дня и спит ночью. После изобретения электрической лампочки и внедрения электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом искусственного освещения.

Загадка: Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)

Электроник Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей) Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья? На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Электроник : Каждый из нас может беречь энергию или расходовать энергию более разумно. Это называется «энергосбережение».Это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля. Экономить энергию должно всё человечество и каждый человек в отдельности. Нам так хочется жить с комфортом. Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов.

Электроник Как вы думаете, какие электрические приборы в нашем доме потребляют больше всего энергии?

Загадка: Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Электроник Как мы с вами можем помочь холодильнику?

Послушайте, что нам расскажет Оля. Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Старайтесь дверцу холодильника открывать как можно реже. Продукты размещайте так, чтобы они не соприкасались друг с другом. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Электроник : Кто умеет экономно пользоваться электроплитой?

(На доске картинка с изображением электрической плиты).

Ученик:Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.

На кухне можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Чтобы снизить потерю тепла, следует применять посуду с утолщённым дном.

Сегодня мы с вами попробуем найти простые решения, которые помогут сберечь энергию.

Работа в группах. Запишите советы «инопланетянину» и для своих родителей.

СОВЕТЫ

1.Выключайте электроприборы, когда ими не пользуетесь! 2. Поставьте холодильник в прохладной комнате.3. Включать электроплиту на всю мощность только на время разогрева. 4. Почаще мойте холодильник. 5.Своевременно включать и выключать телевизор. 6. Накрывайте крышкой кастрюлю при варке пищи. 7. Кипятите в чайнике столько воды, сколько необходимо. 8. В холодильник помещать только охлаждённые продукты. 9. Выключайте свет, когда он не нужен. 10. Готовь уроки днём. 11. При покупке электроприборов обращайте внимание на их класс энергоэффективности. Помни! Что наиболее экономными являются электроприборы класса «А» 12. Для освещения используйте энергосберегающие лампы- они потребляют в 4-5 раз меньше электроэнергии при той же интенсивности освещения. Срок службы таких ламп 6-8 лет.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ советы - И ВЫ СБЕРЕЖЁТЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

Вывод : научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. «Выключить также легко, как и включить» «Берегите электричество в любых количествах» «И только тот достоин уважения, кто занимается энергосбережением!» Ученик: Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.

«Экологикс » хотел бы узнать о явлении парниковых газов. Каковы причины этого явления?

Электроник : Из-за того, что мы потребляем всё больше энергии, в атмосфере Земли накапливается большое количество парниковых газов. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник её – парниковый эффект. Парниковые газы включают углекислый газ и другие газы. Сжигание ископаемого топлива и продуктов его переработки, транспортные выбросы и высокое содержание углекислого газа в атмосфере в результате происходит необратимое повышение средней температуры поверхности Земли.

Каждый год сжигаемая человеком гигантская масса топлива выделяет в атмосферу 5 млрд тонн углекислого газа, а общее количество образующегося ежегодного углекислого газа достигает 20 млрд тонн.

Мы открыто заявляем о проблеме современности, как охрана окружающей среды. Незамедлительного участия всего человечества в предотвращении грозящей экологической катастрофы. Планета людей в опасности! Исчезновение лесов также сделало своё дело. Зелёная оболочка Земли ежегодно сокращается на 1%. Потеря для Земли катастрофические. Не надо забывать, что именно деревья являются главными потребителями углекислого газа и главными источниками кислорода в атмосфере. Растительный покров уже не в состоянии переработать угарный газ, выделяемый при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом.

Эффективное использование энергии – ключ к успешному решению экологической проблеме! Каждый из нас может уменьшить загрязнение окружающей среды – беречь энергию, или, расходовать энергию более разумно. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас. Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. Сегодня на мероприятии мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок.

Электроник Ребята, мы долго можем путешествовать по квартире. Мы не были ни в гостиной, ни в детской комнате, ни в ванной. Мы поняли главное – бережное использование энергии. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие. Приступить к выполнению рисунков «Что наносит вред природе»

Инопланетянин – прощается с нашим классом. Он ещё вернётся. Но разработает такую машину, чтобы топливо при сжигании не попадало в атмосферу.

Ученики на школьном дворе посадили осенью два саженца.

Провели конкурс рисунков «Вред природе»

Подведение итогов. Ученики на внеклассном мероприятии отвечали активно. Пытались найти самое простое решение- расходовать энергию более разумно. Свои советы развесили на подъездах своих домов. На школьном стенде повесили рисунки.

Рефлексия: Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? Для меня было открытием то, что… Что мне это мероприятие дало для жизни?

Написали эссе. Список литературы:

Балашова И.Г. Игнатович И.О. Окружающая среда для будущих поколений.

Алматы, 2004.

Бушман Л.Н. Толунова Л.А. Игнативич И. Экошкин дом. Книжка – раскраска по энергосбережению для детей и их родителей. Караганда: ОО ЦКИ «ЭкоОбраз», 2003.

Фадеева Г.А. Экология Волгоград, 2007.

Экологический портал 2010 «Сохраним климат – начнём с простых энергетических решений»