Какой он — современный защитник Отечества? Что говорят дети о патриотизме и о том, каким должен быть настоящий защитник отечества Иван служит в г.Владимире.

  • 16.04.2022

Военнослужащий - это прежде всего вооруженный за­щитник Отечества. В связи с учетом особых обязанностей, возлагаемых на военнослужащего, он должен обладать рядом качеств, необходимых для исполнения своего высокого пред­назначения.

Истинный патриот сознательно любит свое Отечество, го­тов к любым жертвам и подвигам во имя него. Вот как ска­зал об этом русский писатель и историк Н. М. Карамзин: «Па­триотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях».

Прежде всего современный военнослужащий должен до­рожить честью. Честь - это заслуживающее уважения мо­ральное качество, или, как писал создатель «Толкового сло­варя великорусского языка» В.И.Даль, «внутреннее нрав­ственное достоинство человека». Достоинство военнослужа­щего выражается в уважении к себе, в осознании своих че­ловеческих прав, моральных ценностей, в подобающем об­разцовом поведении. Образцовое поведение включает в себя соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты службы в армии.

Также военнослужащий обязан знать и неукоснительно со­блюдать международные правила ведения военных действий, касающиеся обращения с ранеными и больными, с граждан­ским населением в районе боевых действий, а также с военно­пленными. Человеколюбие во все времена являлось неотъем­лемым качеством российского воина. В суворовской «Науке побеждать» об этом сказано так: «Не менее чем оружием, по­беждать противника человеколюбием. В поражениях сдаю­щимся в полон давать пощаду. Обывателям ни малейшей оби­ды и озлобления не чинить».

Принципы уважения к человеческой личности в условиях военного конфликта закрепляют четыре Женевские конвен­ции 1949 г. В них предусмотрено:

    обеспечение равенства при уходе за ранеными как сво­ей, так и неприятельской стороны, без каких-либо раз­личий;

    уважение личности человека, его чести, семейных прав, религиозных убеждений, в особенности защита прав ре­бенка;

    запрещение жестокого обращения с пленными, взятия заложников, истребления, пыток, наказания без суда и следствия, грабежей и неоправданного уничтожения имущества;

    разрешение делегатам Международного комитета Крас­ного Креста посещать военнопленных и осуществлять гуманитарные акции с целью помощи жертвам войны;

    запрещение убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или прекратил участие в воен­ных действиях.

Захваченные в плен участники военных действий и граж­данские лица, находящиеся во власти противника, включая жителей оккупированных территорий, имеют право на со­хранение жизни, уважение достоинства, личных прав и убеждений. Они должны иметь право на переписку со своей семьей и получение помощи.

Звание воина всегда было почетно, а ратное дело счита­ется делом настоящих мужчин. Но ведение войны в совре­менных условиях требует знаний, и знаний немалых, иначе более подготовленный противник с легкостью одержит по­беду над уступающим ему в подготовке врагом. Поэтому еще одна обязанность современного военнослужащего - посто­янно повышать свой интеллектуальный уровень, оттачивать боевые навыки и умения, повышать уровень физической подготовки. Вверенные ему оружие и военную технику он должен знать в совершенстве.

Чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества, каждый военнослужащий должен:

    глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, добросовестно и честно выполнять свои слу­жебные обязанности;

    иметь четкие представления о высоком смысле военной службы, о значении боеспособности и боевой готовности для защиты Отечества;

    быть морально, психологически и физически готовым к преодолению трудностей при исполнении воинского долга в мирное и военное время;

в любых условиях соблюдать военную присягу, законы Российской Федерации и требования воинских уставов;

дорожить боевой славой Вооруженных сил России и во­инской части, честью боевого знамени, своим званием российского солдата, чтить боевые традиции Вооружен­ных сил, своего соединения, части (корабля) и подраз­деления.

Вопросы для самоконтроля

    Как вы понимаете честь и достоинство военнослужащего?

    Перечислите основные качества, присущие военнослужащему - защитнику Отечества.

    Какие принципы уважения к человеческой личности в услови­ях военного конфликта закреплены в Женевских конвенциях 1949 г.?

    Почему современный военнослужащий должен быть образован­ным человеком?

Классный час в 4 классе на тему:

«Защитник Отечества-какой он?»

Подготовила учитель начальных классов Орехова Л. Д,

Цели:

Образовательные:

    познакомить учащихся с именами художников Васнецова В. М., Корина П. Д., передавших в своих картинах образы Защитников Отечества

    расширить знания о таких именах как Георгий Победоносец, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Александр Невский;

    формировать у учащихся общую историческую культуру;

    дать детям знания о жизни Защитников Отечества во время воин

Воспитательные:

    пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность, выносливость, воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;

    воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения классного часа;

    воспитывать толерантность.

Развивающие:

    развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины;

    развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,

    накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;

    развивать ассоциативное мышление учащихся;

    развивать у детей умение слушать предложенный материал, умение осмыслить его и выделить главную мысль.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

Ребята, какой праздник мы будем скоро праздновать? (23 февраля) Как правильно называется этот праздник? (День Защитника Отечества) Как вы думаете, на какую тему мы поговорим сегодня на классном часу? (О защитниках Отечества.)

Да, сегодня мы попробуем ответить на вопрос: « Какой он, защитник Отечества?»

II. Беседа по теме кл. часа.

- “О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озерами, реками и кладязьями, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего исполнена земля Русская…” Это строки древнего русского летописца. Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения скульпторы и художники, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал Защитника Отечества.

(Показ слайда «Георгий Победоносец»)

Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы xv века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображен?

(Всадник на коне, сражающий со змеем.)

Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Вы знаете, что это за воин?

(Это Георгий Победоносец. Он изображен на старинном гербе Москвы, а еще на монетах.)

В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам – идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребенку. Однажды пришел черед и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьем, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построили храм Господний”. “Чудо Георгия о змие” - так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным. Змей изображен на темном фоне- символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображение коня символизирует силу Истины. Как Вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?

(Наверное, красный цвет – цвет справедливости.)

Как вы думаете, какие черты характера воина – защитника воплотил художник?

Художник хотел показать мужество, силу и уверенность в победе этого героя.

(Показ слайда «Александр Невский», худ. П. Корин)

А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина. Вам, конечно, уже знакома эта картина. Ребята, кто этот воин?

( Александр Невский.)

Правильно. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же они заслужили такую славу?Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский.

Каким вам кажется Александр Невский на картине Павла Корина?

( Мужественным, спокойным, сильным. Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная. На нем тяжелые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.)

Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?

(Пейзаж с русскими церквями.)

А какая цветовая гамма использована в картине и почему?

( Краски суровые, мрачные. Потому что было суровое военное время.)

: - Незадолго до начала Великой Отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм «Александр Невский». С кем можно сравнить Александра Невского?

Кто такие богатыри?

(Богатыри – это сильные люди.)

Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В. Васнецова «Богатыри»

(Показ слайда)

Кто на ней изображен?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильны? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц. Как вы думаете, каков Добрыня, а каков Алеша?

(Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алеша хитроват.)

Вслушайтесь в слово “богатырь”. Как вы думаете, от какого слово оно произошло?

(“Богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”.)

Каков же дар дан каждому из них?

( Одному – сила, другому – ум, третьему – доброта.)

А что, по-вашему, важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесет человечеству?

(Зло, несчастье.)

Так что же делает человека поистине богатым?

( Все вместе: и сила, и ум, и доброта.)

Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь!

III. Подведение итогов,рефлексия.

Сегодня мы говорили о разных героях. Кто это? Что же их объединяет?

(Это Защитники Отечества.)

Так каким же должен быть настоящий Защитник Отечества? Перед вами листы, разделённые на 2 части. Давайте в первую колонку и запишем, каким должен быть настоящий Защитник Отечества.

(Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным.)

Ребята, скажите, а человек рождается с этими качествами?

(Нет. Он воспитывает их в себе)

С самого рождения родители объясняют вам, что такое хорошо и что такое плохо, учат вас быть добрыми, честными, мужественными, мечтают гордиться вами. И в школе мы, учителя, стараемся привить вам всё самое лучшее, чтобы в будущем вы смогли себя проявить, чтобы стали для нас, старшего поколения, защитниками. И мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими Защитниками Отечества, о каких вы сегодня узнали. Но, как вы поняли, к этому нужно стремиться.

Во вторую колонку запишите, какие из этих качеств вы уже смогли в себе воспитать. Вы видите, чтобы стать настоящими защитниками, нам нужно ещё много работать над собой. Наша цель- стать настоящими защитниками.

На этом классный час окончен.

Каким должен быть защитник Отечества? (ответы школьников). Защитник Отечества должен быть прекрасен как внешне, так и внутренне, потому что он лицо нашего государства. «Духовный мир у него как у Обломова, безграничный и глубокий», - отмечают десятиклассники, недавно познакомившиеся с романом И.А.Гончарова «Обломов». Защитник должен быть - добрым вот еще одно качество, отличающее настоящего защитника от рядового получателя подарков 23 февраля. Защитник Отечества обязательно должен быть умным. Мало ли в какой ситуации он может оказаться. Этот человек обязан в совершенстве знать родной язык, «чтобы поразить всех своим красноречием». Защитник Отечества должен быть в меру общительным, чтобы «случайно не раскрыть государственную тайну», но и не должен быть молчуном, мало ли что о нем подумают. Защитник Отечества в душе немножко романтик. Он любит внимание и ласку, поэтому с нетерпением ждет свой профессиональный праздник. Защитник Отечества – просто хороший человек. Вот так должен выглядеть защитник Отечества, по мнению современных школьников. Хочется добавить только одно: Будущие защитники, помните, что этот портрет нарисовали вы сами. Соответствуйте! Все в ваших руках! Защитник Отечества – истинный патриот своего государства, стремящийся к процветанию своей Родины, понимающий, что процветать страна будет, если каждый будет заниматься своим делом. Защитник Отечества – мужественная и героическая личность, готовая в любую минуту прийти на помощь попавшему в беду. Защитник Отечества – надежный человек, потому что «на него возлагает надежды наше государство». Главной ценностью для него должна быть семья. Когда у человека есть любящая семья, он всецело посвящает себя работе. Защитник Отечества – уверенная в себе личность, способная в сложной ситуации взять ответственность на себя. Он никогда не обвинит в неудаче другого, потому что понимает: отвечать должен тот, кто совершил проступок. А значит, защитник должен быть справедливым. Защитник Отечества -«недурен собой» и даже очень привлекателен (симпатяшка) Пусть все завидуют нам, что у нас такие красивые защитники!».

Слайд 23 из презентации «Нравственно- патриотический проект»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нравственно- патриотический проект.ppt» можно в zip-архиве размером 2458 КБ.

Скачать презентацию

«Патриотическое воспитание младших школьников» - Технологии. О. Уайльд. Патриотическое воспитание младших школьников. Патриотическое воспитание. Система классных часов. Формы работы. Фольклор. Гуманитарный цикл. Математический цикл. Внеклассные мероприятия. Мудрые мысли. Патриотическое воспитание на уроке. Коллективные дела. Значимость патриотического воспитания.

«Программа патриотического воспитания» - Перспективы развития патриотического воспитания. Пропорционально равное количество. Перечень экскурсионных маршрутов. ФГОСы. Вопросы патриотического воспитания. Активизация познавательной и исследовательской деятельности. Патриотическая туристко-краеведческая программа. Концепции. Федеральные государственные образовательные стандарты.

«Гражданское образование» - Руководитель Администрации Президента. Образовательный форум. Гражданское образование. Надежда. Главная цель гражданского образования. Реальные проблемы. Обучение правам человека. Проблемы. Проект Федеральной целевой программы. Решением экспертного Совета. Пермская область. Гражданское образование в России и ее регионах.

«Гражданско-правовое воспитание школьников» - Задача: сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Гражданское и правовое воспитание школьников. Мероприятия, проведённые в школе: Викторина между учениками и родителями (мероприятие ко дню Конституции). Урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся по теме «Государственные символы России».

«Военно-патриотическое воспитание в школе» - Экскурсии по местам боевой славы. Патриотическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание. Мои близкие на войне. Участие в молодёжной акции «В шесть часов вечера после войны. Встреча с ветеранами войны. Учащиеся с удовольствием поздравляют ветеранов. Национальное достояние. Делегаты Международного съезда.

То, что армия нынче не в моде, - ни для кого не секрет. Современные парни всеми силами стараются найти возможность откосить от службы в ней: вот так посмотришь, у половины знакомых с головой не в порядке, плоскостопие, плохие зрение и слух. А как устраивать драки на улицах - у всех здоровье отличное. К сожалению, ребят, которые своей первой задачей ставят защиту Родины, немного. Но они есть!

О том, каким должен быть современный защитник нашей Родины, рассказали кадеты школы № 5. Все ребята учатся в специализированных классах не зря - каждый из них свою будущую жизнь связывает именно с военной должностью: сначала высшее образование (а возможно и не одно!), затем служба на благо России.

Качеств, которые обязательно должны присутствовать у современного защитника, много, но самое главное, что выделили кадеты, - это выдержка, терпение, твердость характера, дисциплинированность, мужество, добросовестность и целеустремленность.

Современный защитник Родины должен ставить перед собой следующие задачи: дела во благо Родины, обеспечение защиты как государства, так и своей семьи. «Армия - лицо государства», - отмечают кадеты, и с этим сложно поспорить.

Существует ли такой идеальный защитник Отечества, который мало того что обладает всеми перечисленными качествами, так еще и самоотвержен? Наверняка во всей нашей огромной России найдется немало мужчин, которые являются патриотами своей страны. И эти патриоты воспитываются здесь и сейчас - в школах, где еще в том возрасте, когда ребенку можно привить ответственность и любовь к Отечеству, с ним работают профессионалы.

О том, что кадетские классы дали ребятам, они сами рассказывают:

Здесь мы получаем основы основ. Строевая подготовка, навыки самообороны, работа с автоматом - это практические знания. Кроме того, в нашей школе нам прививают дисциплину, выдержку, умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях. Школа - только первая ступень, но это уже хороший фундамент.

Не так давно в Рыбинске прошли традиционные российские соревнования «Юность. Отвага. Спорт», в которых угличские кадеты проявили себя с лучшей стороны - заняли первое место. Подобные соревнования показали, что немаловажна для современного защитника работа в команде. Взаимовыручка, отношения в коллективе - все это необходимо для того, чтобы прийти к победе.

Сегодня проводы сыновей в армию - это не праздник, как было раньше. Неизвестно, каким вернется парень назад и чему его будут обучать - не строить ли дачи генералам? Возрождение сильной, дисциплинированной и показательной армии - вот задача государства, а уж хорошие и даже идеальные защитники в России всегда найдутся.

Выражаем благодарность за содействие в написании материала учащимся-кадетам средней школы № 5: Ивану КРИШТОПЕ, Кириллу СОЧИЛОВУ, Дмитрию ФАЛИНУ, Павлу СОКОЛОВУ, Анатолию ВЕСЕЛОВУ

Олеся МИХЕЙКО