В каком возрасте лучше идти к логопеду. Когда необходимо обращаться к логопеду? Патологии, нарушающие речь и требующие обращения к логопеду

  • 31.01.2022

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Вам следует обратиться к логопеду, если:

  • До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
  • Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
  • Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).
  • Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
  • Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

    Возможные причины нарушений:

    • негативные факторы в период беременности и родов;
    • «педагогическая запущенность»
    • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
    • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
    • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
    • наследственные факторы;
    • снижение слуха;
    • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
    • сосание пальца.

    Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

    Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

    • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
    • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
    • выработка речевого дыхания;
    • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
    • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

    Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

    Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж , является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

    Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

    Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

    Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

    Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

    1550

    Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

    1350

    Прием (осмотр, консультация) микрологопеда (для детей от 0 до 1 года)

    2000

    Надбавка за проведение консультации или занятия логопеда на дому (дополнительно к консультации или к любому занятию логопеда)

    4100

    Логопедическое занятие для детей с заиканием

    1900

    Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин

    1400

    Логопедическое занятие по развитию речи (с массажем) 60 мин

    2500

    Логопедическое занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста

    1500

    Логопедический массаж (1 сеанс)

    Когда обращаться к логопеду: 14 причин обратиться к логопеду с ребенком

    Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка. С какого возраста нужно идти к логопеду с ребенком? На что обратить внимание в речи ребенка?

    Когда обращаться к логопеду: 14 причин для консультации со специалистом — логопедом по вопросам развития ребенка.

    Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

    Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

    Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

    В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.

    Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.

    Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

    Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

    Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».

    Причина 6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.

    Не хочу пугать, но видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае выявления которых необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

    Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.

    Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

    Здесь могут быть 2 причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.

    Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

    К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

    Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками , повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

    Причина 11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.

    Причина 12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе.

    Если вы заметили раньше срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.

    Причина 13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.

    Не хочу пугать, но это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.

    Причина 14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.

    Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.

    Сегодня уже не обязательно ехать к логопеду домой или в детский кабинет, можно получить консультацию грамотного специалиста, не выходя из дома онлайн.

    • Специалист — логопед, детский психолог.
    • Закончила Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (специальность — логопедия, дополнительная специализация — практическая психология)
    • Опыт практической работы с детьми — более 10 лет
    • Имеет практический опыт помощи детям в роли логопеда и психолога в медицинском центре, детском центре под руководством известного нейропсихолога, доктора психологических наук, кандидата медицинских наук А. Н. Корнева, в развивающих центрах для детей в Санкт-Петербурге.

    Ждем Ваши вопросы к логопеду. В будущем году Вы сможете услышать видео-ответы логопеда на ваши самые интересные и важные вопросы.

    Татьяна Андреевна Комарова начала отвечать на ваши вопросы на сайте «Родная тропинка»: см.

    Спасибо всем за интересные вопросы. Татьяна Комарова обязательно ответит на многие из них в видео.

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Очень часто родители ждут, что ребёнок сам овладеет речевыми навыками со временем. Но при этом они забывают о роли речи в самоутверждении ребёнка. Нередки ситуации в детских коллективах, когда одного малыша не принимают в игру только потому, что считают его «слишком маленьким» из-за того, что его речь большинству детей не понятна.

    Как развивается речь?

    Речь каждого человека формируется с самого рождения. До того, как малыш произнесёт своё первое слово, его речь должна пройти стадии гуления и лепета. Очень важную роль играет понимание речи окружающих, ведь кроха начинает понимать обращённую к себе речь намного раньше, чем заговорит самостоятельно. Отсутствие гуления, лепета и понимания речи других людей – это очень тревожные сигналы. Вполне возможно, что в скором времени вам потребуются занятия для ребенка с логопедом.

    Порой дети рождаются с диагнозами, которые предполагают задержку развития речи. И в этих случаях с детьми необходимо заниматься тщательно с самого рождения, не дожидаясь, когда дефекты развития речи у детей дадут о себе знать.

    Когда вести ребенка к логопеду?

    Давайте выделим случаи, когда ребенку нужен логопед с раннего возраста (до трех лет):

    1. Малышу поставлен диагноз (например, ДЦП, СМА), при котором тонус мышц артикуляционных органов нарушен (так же, как и других мышц скелета), и перемещение в пространстве ограничено.
    2. У ребенка диагноз, вследствие которого вероятна ЗПР или умственная отсталость (например, при генетических нарушениях).
    3. Общение со взрослыми ограничено.
    4. Маленький ребёнок отстаёт в развитии речи по непонятным причинам.
    5. Мама с папой (или один из них) поздно заговорили, имеют или имели в детстве дефекты речи (выраженный наследственный фактор).
    6. У ребёнка есть нарушения зрения, слуха.
    7. Участковый хирург настоятельно рекомендует подрезание подъязычной связки (уздечки).

    А вот причины, по которым необходимы занятия с логопедом для детей дошкольного возраста:

    1. Речь ребенка могут понять лишь родители и люди, которые хорошо знают его, так как она неразборчива. Многие произносимые звуки звучат мягко, как будто ребёнок ещё маленький. Или наоборот слишком твердо, словно у говорящего акцент.
    2. В возрасте 3-4 лет ребёнок не различает в словах слогов; искажает до неузнаваемости слова; сокращает слова, пропуская некоторые согласные, слоги или окончания; не может выговорить слово целиком; произносит одно и то же слово по-разному.
    3. К 5 годам у ребёнка не сформировалась связная речь. Он испытывает затруднения, составляя рассказ по картинке, не способен установить последовательность действий, использует слишком короткие предложения.
    4. К 5-6 годам есть нарушения общей структуры речи: неправильно строятся предложения; слова не согласовываются ребёнком в роде, числе, падеже; предлоги и союзы используются неправильно.
    Чем может помочь логопед?

    Порой при оценивании речевого развития ребенка родители обращают внимание лишь на то, правильно ли малыши произносят звуки. Если, по их мнению, дела обстоят более или менее благополучно, они сомневаются, нужен ли ребенку логопед.

    Но родителям важно понимать, что логопед работает не только над дефектами произношения. Он помогает также расширить словарный запас, учит составлять рассказ, правильно оформлять высказывания с точки зрения грамматики.

    Помимо этого, логопед способен подготовить ребенка к освоению грамоты, если у того есть какие-либо проблемы с речью, а также к дальнейшему более удачному обучению в школе.

    Лишь логопед может проанализировать ситуацию квалифицированно, дать вам подробную консультацию и указать на необходимость посещения специальных занятий.

    Если вы обнаружили серьёзные проблемы с речью у своего ребёнка, будьте готовы, ведь от вас понадобится много сил и времени. Помимо занятий с логопедом-дефектологом для детей крайне важно заниматься и с родителями. Подавайте своему ребёнку хороший пример. Постоянно разговаривайте с малышом, комментируя все, что делаете, описывая свои действия, чувства, эмоции. Читайте ребёнку, вместе учите стихи. Тогда результат не заставит себя долго ждать.

    Когда необходимо обращаться к логопеду?

    Консультация для родителей.

    Часто родители детей-дошкольников спрашивают у меня: когда нужно бить тревогу и вести ребёнка к логопеду? Что является предвестником речевых нарушений у детей?

    Если мы обратим внимание на интенсивное развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, то заметим, как быстро необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи, активно обогащается словарный запас ребёнка в период от 1 до 3 лет. Но, разумеется, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребёнка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребёнка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

    Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми.

    До четырёх с половиной лет неправильное произношение звуков нормально для ребёнка. До этого возраста ещё формируется звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них ещё сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесённые детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок перестаёт узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.

    А если нет? Некоторые родители высказывают мысль: «Ну и пусть не выговаривает. Вырастет – научится правильно говорить». Даже логопеды иногда высказывают «крамольную» мысль: ну и пусть не выговаривает,- если только вы не пророчите своему ребёнку карьеру политика или актёра и если «лыба» не вызвана неврологическими проблемами.

    Но, к сожалению, есть дети, которые ни в 3 года, ни в 5 лет, ни в 7 - не могут самостоятельно научиться правильно говорить все звуки. А чем страше ребёнок, тем сложнее выправить его речевой дефект. И даже если в школе с ним будет работать логопед, не факт, что ребёнок начнёт говорить чисто и наверстает оставание в речевом развитии, так как период интенсивного развития всех сторон речи уже упущен. И это уже грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи специалиста не обойтись.

    Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможно. Таким образом, следует обратить пристальное внимание на речь ребёнка в следующих случаях:

    1. ребёнок взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «жук» он говорит «зук» или как-то по-другому искажает слово, - это лишь неумение выговаривать звук [ж]. Но, если он не только говорит «зук» вместо «жук», но и «золтый» вместо «жёлтый». Значит, он не «слышит», не различает звуки [з] и [ж], а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда ребёнку исполнится 7 лет и ему пора будет идти в школу, ведите его к логопеду;
    2. ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два, и даже в три года можно коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», по не «шап» или «шапака»;
    3. дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к двум - двум с половиной годам;
    4. ребёнку больше чем три с половиной года, но он говорит вяло, как бы прожёвывая слова. Придётся обращаться к логопеду за специальными упражнениями, как и в случае, если малыш говорит «в нос». Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Сводите ребёнка сначала к врачу: действительно ли виноваты аденоиды? Приставьте зеркальце к носу ребёнка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идёт через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме [м] и [н].

    Не отправляйте дело с речевым развитием ребёнка в долгий ящик, впоследствии это может отразится на развитии уже письменной речи. Обратитесь за помощью или за советом к логопеду вашей школы. Очень много полезной информации вы можете найти на логопедических сайтах всемирной информационной сети. Берегите своих детей! Предоставьте им возможность всестороннего полноценного развития.

    В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

    Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием. Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»

    Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
    Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц), ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи» и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

    Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
    Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

    Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики (узнайте у логопеда как правильно ее выполнять).
    Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.
    Важно придерживаться следующих правил:
    - нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
    - желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;
    - общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п.
    - ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

    Как попасть на занятия к логопеду?
    Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и, при необходимости, определении ребенка в специализированную группу детского сада. В детском саду логопед занимается только с детьми, зачисленными в его группу.

    Чем занимается логопед?
    Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок и обучение грамоте.
    Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий,
    так стоит ли идти в логопедическую группу?
    Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях специализированной группы и может занять до 2-3 лет и более.

    Станет ли мой ребёнок "как все"?

    Родители часто спрашивают, сможет ли ребенок исправить все имеющиеся нарушения. Результат коррекционной работы зависит от многих факторов: степени выраженности нарушений, наличия сопутствующих заболеваний, своевременности оказания помощи и регулярности занятий, комплексности воздействия, заинтересованности самого ребенка и родителей в исправлении нарушений. Во многих случаях процесс коррекции занимает не один год и требует большого терпения от всех участников процесса. Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени они нуждаются в адекватной помощи родителей. При отсутствии достаточно эффективной и ранней диагностики развития ребенка, именно родители должны, заподозрив отставание или нарушение развития ребенка, обратиться за помощью к специалистам и сами активно включится в работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет подхода к ребенку и никто так не заинтересован в конечном результате.

    У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

    Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

    Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

    ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

    В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

    Как помочь ребенку, если он забывает, путает,
    неправильно пишет буквы?
    Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
    - раскрашивание буквы, штриховка - Лепка ребенком буквы из пластилина.
    - Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
    - «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
    - Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.
    - Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами.
    - Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.
    - Обводка ребенком букв, написанных взрослым.
    - Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

    Может ли у моего ребенка появиться заикание?
    Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка, а испуг послужил лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

    Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь.

    Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
    Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

    Эта статья была автоматически добавлена из сообщества