Что проверяет фсс по несчастным случаям. Проверки, осуществляемые фондом социального страхования рф

  • 29.09.2022

Есть два вида проверок ФСС – камеральные и выездные. Камеральные проверки ревизоры проводят на территории фонда. О них компанию не уведомляют. Если нарушений не нашли, то вы можете даже и не узнать, что вашу компанию проверяли. А вот если ревизоры выявили несоответствия, то вам отправят запрос с просьбой представить пояснения. На него нужно ответить в течение пяти рабочих дней. Пояснения не помогли? Тогда составляется акт по результатам проверки, а вам назначается штраф.

Выездная проверка ФСС – тема более животрепещущая, ведь в них страхователь участвует непосредственно и проходят они на его территории. Выездная проверка ФСС бывает плановая и неплановая. Решение о плановой проверке принимают контролирующие органы исходя из деятельности компании, а точнее, реальных или возможных нарушений в ней. План проверок на следующий год составляют до 25 декабря года текущего, и в открытом доступе этого документа, конечно же, нет.

Визит проверяемым компаниям ревизоры из ФСС и Пенсионного фонда наносят обычно совместно и обычно не чаще чем раз в три года. Исключение для организаций, которые ликвидируются, – их проверят, даже если ревизия была совсем недавно.

Ну, а не по плану контролеры могут прийти когда угодно, правило «раз в три года» здесь уже не работает. Все потому, что такая проверка носит целевой характер. Ее причиной может стать, например, жалоба бывшего сотрудника. Хотя, как правило, проверяющие прислушиваются только к «серьезным» уволенным – директорам и бухгалтерам, ведь они могут дать стоящую информацию.

Обычно за несколько дней до начала выездной проверки представители ФСС предупреждают о скором визите. Это может быть факс или телефонный звонок.

Может ли организация не пустить проверяющих?

Только если у них нет необходимых документов. Первым делом попросите у проверяющих решение руководителя местного отдела ФСС о выездной проверке. Ревизоры сразу из двух фондов? Значит, и решений должно быть два. В решении указаны конкретные лица, назначенные на проверку. Попросите у ревизоров удостоверения и сверьте данные. Если все в порядке, не пустить проверяющих вы не имеете права. Да и себе сделаете только хуже. Ревизоры составят акт о том, что их не пустили, и начислят взносы к уплате по имеющимся у них сведениям (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Как вы понимаете, сумма к уплате скорее всего будет больше.

Порядок проведения выездных проверок ФСС

Существуют определенные критерии, по которым внебюджетные фонды выбирают компании для проверки. Они перечислены в методичке для ревизоров. Если вы попадаете хотя бы под один – ждите проверку.

В группе риска, прежде всего, крупнейшие компании, потому что у них много работников и обширные страховые обязательства. Дальше те, кто платит слишком низкие для среднего по отрасли уровня оклады. Ведь здесь могут скрываться схемы ухода от уплаты взносов через «серые» зарплаты. Частые нарушения срока уплаты взносов тоже причина для подозрений. Точно попадете под проверку, если взносы вдруг уменьшились, а количество работников осталось прежним (тем более если оно увеличилось). Веская причина – нулевые отчеты за отдельные отчетные периоды. Если в организации много выплат, которые не облагаются взносами, или вы применяете пониженные тарифы – ждите ревизоров. Еще причина: наличие долгов по уплате взносов. И разумеется, фирму проверят, когда на нее поступят конкретные жалобы от работников, из СМИ или из других контролирующих органов.

По закону выездная проверка ФСС проводится в течение двух месяцев. Но на деле проверяющие обычно управляются за одну-две недели. Кстати, проверку могут приостановить на срок не больше шести месяцев. Причины для этого – запросы в международные организации и перевод документов. Но такое случается редко.

Совет

После вручения акта проверки в течение 15 рабочих дней вы можете подать возражение на него. Составляете его по аналогии с возражением на акт налоговой проверки. Указать можно как на претензии по существу проверки (если вы не согласны с выводами ревизоров), так и на формальные моменты – нарушение сроков и процедуры ревизии. Подать возражение нужно в то отделение фонда, которое вас инспектировало. Ну, а итоговое решение руководители отделений ПФР и ФСС вынесут в течение 10 рабочих дней с той даты, когда истечет срок на подачу возражения.

Ирина Парулева,
финансовый консультант АКГ «Градиент Альфа»

Документы, которые нужно подготовить к приходу ревизоров

Иногда ревизоры из ФСС сообщают список интересующих документов, когда предупреждают о грядущей проверке. Но лучше самостоятельно заранее подумать и составить список бумаг, которые попадают в «зону риска». Вы-то лучше всех знаете, что нужно подтянуть, поэтому срочно беритесь за недочеты.

Когда будете готовить документы, помните, что запрашивать их проверяющие будут за последние три года. Но брать период, который уже проверялся фондами, они не имеют права. Также вы можете отказать, если запрошенные бумаги не имеют отношения к страховым взносам. К примеру, договоры поставки.

Итак, взглянем на список документов, которые вам нужно подготовить наверняка. Во-первых, это учредительные документы и лицензии. Они помогут установить ваш юридический адрес, выяснить направление деятельности компании и наличие дивидендов, не облагаемых взносами.

Во-вторых, готовьте расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. А также бухгалтерскую и налоговую первичку. Первые будут сопоставлять с данными из второй.

В-третьих, регистры бухгалтерского и налогового учета. Тут ревизоры будут искать схемы уклонения от честного начисления взносов. Также регистры помогут установить порядок ведения учетной политики на предприятии.

В-четвертых, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций – у организаций на УСН. Упрощенщики ведь платят взносы на обязательное страхование. В книгах проверяющие будут искать подтверждение начисления и выплаты вознаграждений работникам, которые заключили с компанией трудовые договоры.

Вправе ли мы отказать ревизорам и не представлять некоторые документы?

Если документ, который вы хотите скрыть, необходим для контроля за начислением и уплатой взносов, то не вправе. Скрывать сведения о страховых взносах от проверяющих незаконно. Любой запрошенный документ вы должны представить в срок до 10 рабочих дней. В противном случае компании выпишут штраф – 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Возможно, что этот список дополнят трудовые и гражданско-правовые договоры. Последние особенно интересуют ФСС, поскольку выплаты по договорам ГПХ страховыми взносами не облагаются (подп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Ревизоры часто пытаются переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые. Поэтому проверьте предмет договора – это должно быть не выполнение функций, а оказание конкретной услуги.

Помните, что проверяющие не имеют права выносить подлинники документов за пределы организации. Если есть необходимость забрать какую-то бумагу, сделайте копию и заверьте ее у руководителя. Причем закон дает право проверяющим запрашивать одну и ту же бумагу неоднократно.

Когда все процедуры закончатся, проверяющие должны выдать вам справку об окончании проверки. Отнеситесь к этому серьезно: в случае судебных разбирательств эта справка поможет подтвердить сроки проверки. После выдачи справки у ревизоров есть два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Когда вы его получите, проверьте, чтобы все страницы были пронумерованы и в тексте не было никаких исправлений.

Акт должны подписать и проверяющие, и руководитель компании. Если что-то в результатах проверки вас не устроило, пусть директор сделает пометку «Не согласен».

ПРОВЕРКИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

(«Экономика и жизнь – Бухгалтерское приложение» № 29/09)

Интернет-конференция, которую организовала редакция газеты «ЭЖ», вызвала большой интерес у читателей. На вопросы, присланные на сайт газеты, отвечала начальник отдела координации и совершенствования контрольно-ревизионной работы в исполнительных органах ФСС России Людмила Ивановна КУЛИКОВА. Наиболее интересные темы - в данной публикации.

ЧЬИ ПОКАЗАТЕЛИ BEPНEE

Наша организация применяет упрощенную систему налогообложения. Работники отделения фонда требуют, чтобы при сдаче квартальной отчетности в таблице 6 расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ мы указывали данные, установленные в ходе камеральной проверки. Эти данные не соответствуют данным бухгалтерского учета, занижают сумму задолженности ФСС России перед страхователем. Правомерно ли подобное требование?

М.Е. Дедова, главный бухгалтер ЗАО «Снежинская резинотехника»

■ ФСС России и его исполнительные ор-ганы на местах осуществляют контроль за полнотой, своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов, а также правильным и рациональным расхо-дованием этих средств на предприятиях в со-ответствии с Положением о Фонде социаль-ного страхования РФ, утвержденным пос-тановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101. Расходование средств обязательно-го социального страхования контролиру-ют отделения (филиалы отделений) фонда посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок страхова-телей, в числе которых и те, кто применяет специальные налоговые режимы. Проверя-ющие могут истребовать документы, полу-чать от страхователей объяснения, проверять данные учета и отчетности.

Проверке подлежат расходы страховате-лей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных ви-дов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровле-ние детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом фон-да на соответствующий финансовый год.

Расходы страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые ре-жимы, произведенные с нарушением зако-нодательных и иных нормативных право-вых актов РФ по обязательному социаль-ному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) фонда не принимаются в счет средств соц-страха. Сказанное относится и к расходам на выплату пособий по временной нетру-доспособности у работодателей, применя-ющих спецрежимы и добровольно уплачи-вающих в фонд страховые взносы на соци-альное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, если такие расходы осуществлены с нарушением зако-нодательства либо не подтверждены доку-ментально.

При выявлении нарушений в расходова-нии средств, полученных от исполнитель-ного органа фонда, ущерб в виде средств, использованных нецелевым образом, стра-хователь обязан возместить в бюджет фон-да - добровольно или в судебном порядке.

Решения отделений (филиалов отделений) фонда, принятые по результатам проверок, обязательны для исполнения страхователя-ми и служат основанием для внесения изме-нений в бухгалтерский учет и отчетность.

Обжаловать решение отделения (филиала отделения) фонда можно в вышестоящей инстанции ФСС России либо в суде.

НЕРАБОЧИЙ ДЕНЬ В ПЕРИОД ОТПУСКА

Работнику в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ предоставлен отпуск для санаторно-курортного лечения согласно приказу регионально-го отделения ФСС России. Но в этот период попал нерабочий праздничный день. Подлежит ли он оплате, если в подп. 3 п. 1 ст. 8 названного закона сказано, что обеспечение осущест-вляется в виде оплаты отпуска на весь период лечения застрахованного лица?

А.Н. Маренин, главный бухгалтер Богдановичского ОАО «Огнеупоры»

■ Работникам предоставляются ежегод-ные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). В статье 120 ТК РФ сказано, что продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях. Нерабо-чие праздничные дни, приходящиеся на пе-риод ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не вклю-чаются.

КОГДА БАЗА ЗАНИЖЕНА

О Региональное отделение ФСС России вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности за неуплату (неполную) уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Проверяющие указали, что база для начисления взносов на травматизм зани-жена на суммы единовременных выплат работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам). Насколько это правомерно?

В.П. Митрофанова, главный бухгалтер, Альметьевск

■ В статье 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ предусмотрено, что взносы на обязательное социальное стра-хование от несчастных случаев на произ-водстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федераль-ными законами об этом виде социального страхования.

На основании федеральных законов о страховых тарифах на обязательное соци-альное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо-леваний, принимаемых на соответствующий год, а также Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и про-фессиональных заболеваний, утвержденны-ми постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, выпол-няющих работу по совместительству).

В пункте 4 названных Правил определе-но, что страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем вы-плат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденным пос-тановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее - Перечень). Перечень явля-ется исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Страховые взносы на социальные выпла-ты, производимые в соответствии с законо-дательством Российской Федерации за счет средств ФСС России, ПФР, а также бюдже-тов всех уровней, не начисляются (п. 2 Пе-речня).

Единовременные выплаты работникам (поощрительные выплаты, частичная компенсация стоимости питания, стоимость подарков к праздничным датам), произво-димые за счет средств страхователя, предус-мотрены локальным нормативным актом организации и к социальным выплатам, установленным законодательством РФ, как и к иным выплатам, установленным Пере-чнем, не относятся.

Следовательно, на единовременные вы-платы работникам, производимые страхо-вателем, должны начисляться взносы на травматизм.

СМЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Индивидуальный предприниматель нарушил срок регистрации в ФСС России: не зарегистрировался в качестве страхователя в течение десяти дней с момента заключения трудового договора с первым нанятым работником. Региональное отделение ФСС России привлекло предпринимателя к ответственности за нарушение установленного срока регис-трации в качестве страхователя. При этом не были учтены смягчающие обстоятельства: предприниматель на длительный срок попал в больницу и не мог оформить регистрацию.

В.П. Сазонова, Краснодар

■ Страхователь - физическое лицо не поз-днее десяти дней с даты заключения тру-дового договора с первым из нанимаемых работников обязан зарегистрироваться в исполнительных органах страховщика. Ос-нование - ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 №125-ФЗ «Об обязательном со-циальном страховании от несчастных слу-чаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ). За нарушение срока регистрации в качестве страхователя - штраф в размере 5 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

В пункте 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ сказано, что страхователь привлекается к ответствен-ности в порядке, аналогичном тому, который установлен Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Обстоятельства, смягчаю-щие ответственность за нарушение налогово-го правонарушения, предусмотрены в главе 15 НК РФ. В частности, это (п. 1 ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследс-твие стечения тяжелых личных или семей-ных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под вли-янием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависи-мости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответс-твенности за совершение налогового право-нарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответствен-ность за совершение налогового правона-рушения, устанавливаются судом или на-логовым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. Об этом говорится в п. 4 ст. 112 НКРФ.

Региональное отделение фонда, которо-му страхователь не представил документы, подтверждающие отсутствие возможности в установленный срок зарегистрироваться, не могло применить упомянутые положе-ния Кодекса.

ЕСЛИ НЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Региональное отделение фонда начислило страхователю штраф за непредставление расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ. Но показателей для заполнения данной фор-мы у страхователя не было, поскольку финансово-хозяйственная деятельность не велась. Вправе ли фонд применять санкции в такой ситуации?

А.А. Кузовкина, главный бухгалтер, Армавир

■ В соответствии со ст. 24 Закона № 125-ФЗ страхователи не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в исполнительные органы фонда по месту своей регистрации отчетность по утвержденной форме (форма 4-ФСС РФ).

При отсутствии начислений в пользу ра-ботников, а также расходов за счет средств обязательного социального страхования указанная расчетная ведомость представ-ляется с нулевыми показателями. При не-представлении расчетной ведомости возни-кают основания для применения финансовых санкций, предусмотренных действую-щим законодательством.

Если страхователь нарушил срок пред-ставления отчетности или не представил ее, он привлекается к ответственности по ст. 9 Закона № 125-ФЗ. К нему применяются санкции в виде взыскания штрафа в разме-ре 1 тыс. руб., а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - 5 тыс. руб.

КАК ПРОФИНАНСИРОВАТЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Подскажите, как за счет средств ФСС России оплатить аттестацию рабочих мест на пред- приятии. Я начинающий инженер по охране труда и технике безопасности. На различных совещаниях нам говорят, что это возможно, но как - не объясняют.

Анна, инженер по охране труда, Череповец

■ Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация ра-бочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных про-изводственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными норма-тивными требованиями охраны труда. Та-кая аттестация проводится в порядке, уста-новленном федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569. Работодатель принимает на себя обязанности страхователя работника по обязательному страхованию от несчастного случая на производстве и профзаболевания (ст. 17 Закона № 125-ФЗ).

В 2009 г. порядок и условия финансиро-вания предупредительных мер осущест-вляются в соответствии с приказом Мин-здравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финанси-рования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболева-ний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производс-твенными факторами» (далее - Правила). Финансированию за счет страховых взносов на обязательное социальное страхова-ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на травматизм) подлежат расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а по ее результатам - рабо-ты по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными норма-тивными требованиями охраны труда.

Страхователь финансирует аттестацию и другие предупредительные меры исходя из сумм взносов на травматизм, подлежа-щих перечислению в текущем году. Лимит финансирования - 20% суммы взносов на травматизм, начисленных за предшествую-щий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному ви-ду страхования, произведенных в предшест-вующем году. Если работодателя проверяла государственная инспекция труда в субъек-те РФ, нужно учесть ее рекомендации.

Заявление о финансировании предуп-редительных мер в исполнительный орган ФСС России надо представить по месту сво-ей регистрации до 1 августа текущего года.

К заявлению необходимо приложить:

План финансирования в текущем кален-дарном году предупредительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболева-ний с указанием суммы финансирования (форма прилагается к Правилам);

План мероприятий по улучшению усло-вий и охраны труда, проводимых в соот-ветствии с требованиями ТК РФ;

Копию акта о результатах проверки гос-инспекцией труда в субъекте РФ соб-людения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со-держащих нормы трудового права (если такая проверка проводилась).

При включении в план финансирования рас-ходов на аттестацию рабочих мест (подп. «в» п. 2 Правил) дополнительно представляют копию договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение аттестации, калькуляцию стоимости оказываемых услуг и копию аттестата аккредитации.

Если вы будете финансировать работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (подп. «г» п. 2 Правил), нужно собрать ко-пии документов, оформленных по итогам аттестации, и документов, подтверждающих проведение работ с целью минимизации уровней запыленности и загазованности, а также оснащение организации необходи-мым оборудованием.

При подтверждении расходов представ-ляются документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованнос-ти воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения названных работ результаты повторных измерений пред-ставляют в фонд на заключительном этапе.

Чтобы фонд рассмотрел заявление органи-зации о предоставлении скидки к страховому тарифу, нужно соблюсти определенные ус-ловия, а именно: финансово-хозяйственная деятельность ведется с момента государс-твенной регистрации не менее трех лет, те-кущие взносы на травматизм своевременно уплачиваются и по ним нет задолженности.

Документы, необходимые для установления скидки к страховому тарифу

1. Заявление страхователя об установлении скидки.

2. Отчетные данные расчетных ведомостей по средствам ФСС России (форма 4-ФСС РФ) за предшествующий календарный год.

3. Сведения о прохождении работниками обя-зательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоя-нию на 31 декабря предшествующего года.

4. Протокол аттестации рабочих мест по услови-ям труда и сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда. Страхователей, финансирующих предупреди-тельные меры, условно подразделяют на две ка-тегории: те, у кого сумма начисленных взносов на травматизм менее 6000 тыс. руб. за предшес-твующий год, и те, у кого сумма взносов превы-шает эту величину. Решение (отказ) в отношении первой категории страхователей издает испол-нительный орган фонда в течение десяти дней с момента принятия полного комплекта докумен-тов. В отношении второй категории это решение принимается по согласованию с ФСС России. Страхователь обязан ежеквартально отчиты-ваться перед исполнительным органом фонда об использовании страховых взносов на фи-нансирование предупредительных мер. Расхо-ды на предупредительные меры, произведен-ные с нарушением Правил, не засчитываются в счет уплаты взносов на травматизм.

БУКВА ЗАКОНА

Порядок и условия финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников определены:

Федеральным законом от 21.07.2007 № 183-ФЗ «О бюд-жете Фонда социального страхования Российской Фе-дерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;

Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 № 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокраще-нию производственного травматизма и профессиональ-ных заболеваний работников и санаторно-курортного ле-чения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

Приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н «Об утверждении Правил финансировании в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупре-дительных мер по сокращению производственного трав-матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственны-ми факторами»;

Приказом ФСС России от 20.02.2008 № 37 «Об организа-ции работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по со-кращению производственного травматизма и профессио-нальных заболеваний работников и санаторно-курортно-го лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

Постановлением ФСС России от 15.10.2008 №209 «Об утверждении формы и порядка представления отче-та по использованию сумм страховых взносов на обяза-тельное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокраще-нию производственного травматизма и профессиональ-ных заболеваний работников».

До 2017 года контроль над исполнением обязанностей страхователей был полностью возложен на органы страхования. Однако в связи с тем, что с 1 января администрирование уплаты всех страховых взносов, за исключением пособий по несчастным случаям и профессиональными заболеваниями, осуществляется сотрудниками ФНС, обязанности проводить проверки распределились.

Начиная с 2017 года ФСС вправе проводить камеральные и выездные проверки страховых взносов по всем основаниям лишь за предыдущие периоды, то есть до 31 декабря 2016 года. Что касается начисления и уплаты взносов в 2017 году, фонд будет их проверять только в части взносов на травматизм. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, а также камеральными и выездными. При проведении плановой проверки сотрудники ФСС заранее утверждают список компаний, деятельность которых подлежит проверке в будущем году. План проверок ФСС на 2017 год был утвержден в конце прошлого года. Если говорить о проверках, проводимых Пенсионным фондом, то начиная с 2017 под контролем у ПФР только персонифицированный учет.

Тем не менее, в ближайшее время будут проводиться проверки предыдущих периодов, соответственно, делать это будут фонды. В случае выявления нарушений, все данные об этом ФСС и ПФР должны передать в инспекцию ФНС.

Камеральные проверки предполагают сверку показателей всех отчетов, переданных в фонды. Длительность такой формы контроля не может превышать три месяца. Главной целью камеральной проверки является сопоставление взносов, начисленных в отчетах и сумм, перечисленных страхователем.

Разумеется, в большей степени каждого страхователя пугают выездные проверки сотрудников органов страхования, которые по определению должны быть проведены на территории компаний.

Выездной проверке ПФР и ФСС (чаще всего они осуществляются совместно) подлежат компании и предприниматели, в деятельности которых:

  1. Выявлены расхождения в отчетности;
  2. Имеет место недоимка по взносам;
  3. Если компания входит в число крупнейших налогоплательщиков страны.

Предметом проверки органами ФСС является контроль над правильностью расчетов страховых взносов и соблюдением сроков перечисления платежей.

Страхователю следует помнить, что перед началом проверки у сотрудников фондов необходимо попросить документ, регламентирующий эту процедуру.

Проверка ФСС: какие документы готовить 2017

Если в компании проводится проверка ФСС, в большинстве случаев проверяющие имеют список требуемых документов. Однако есть определенный комплект, который может понадобиться в ходе контрольных мероприятий ФСС в любом случае. К ним относятся такие документы, как:

  • Учредительные документы организации (Устав и прочие);
  • Лицензии, если в компании ведется деятельность, требующая их наличия;
  • Документ, подтверждающий назначение на должность руководителя и главного бухгалтера компании;
  • Учетная политика;
  • Отчетность в фонды страхования за проверяемые периоды;
  • Регистры и первичная документация, на основании которой были составлены отчеты в фонды;
  • Оборотно-сальдовые ведомости по счетам страхователя.

В некоторых случаях этот список могут дополнить трудовые договоры и внутренние, коллективные документы компании. Произойти это может в случае наличия в них положения о специфических условиях компенсации.

Все копии документов, которые предоставляются проверяющим из фондов, должны быть заверены оттиском печати и подписью руководителя компании.

Результат проверки сотрудники ФСС должны оформить в виде акта. Этот документ раскроет информацию о нарушениях, если они выявлены, или об отсутствие таковых. Законодательство отводит на составление акта до 10 дней в зависимости от сложности документа.

Если при проверке обнаружены нарушения, то возможность привлечь страхователя к ответственности определяется руководителем территориального отделения соцстраха.

В случае доначисления по итогам проверки суммы задолженности в пользу внебюджетного фонда, данные средства подлежат добровольной уплате, либо взысканию в бесспорном порядке со счетов страхователя.

Отражение в бухгалтерском учете доначислений взносов по результатам проверки

Если в ходе проведения проверки органы страхования обнаружили недоплату взносов во внебюджетные фонды, данную сумму в учете следует доначислить. Начисление по акту проверки ФСС можно следующей проводкой:

Дт 91-2 «Прочие расходы» Кр 69 «Расчеты по социальному страхованию».

Если по результатам проверки в отношении компании установлен штраф, отразить его в учете следует записью:

Дт 99 «Прибыли и убытки» Кр 69 «Расчеты по социальному страхованию».

ФСС России контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • больничные пособия;
  • взносы на страхование от несчастных случаев;
  • все виды социальных пособий;
  • компенсации за дни ухода за детьми-инвалидами и т. д.

Такой контроль сотрудники ФСС России выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в частях 1-2 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

ФСС России силами своих территориальных подразделений проводит и проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна - проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверки можно по сравнительной таблице .

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме-4 ФСС (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, представлен расчет по форме-4 ФСС за девять месяцев 2015 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в ФСС России расчет по форме-4 ФСС . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Камеральную проверку проводят на территории отделения ФСС. Поэтому, кроме самого расчета, при проверке сотрудники фонда могут использовать лишь уже имеющиеся у них документы, например:

  • расчеты страховых взносов, которые были представлены ранее;
  • документы, которые страхователь подал вместе с первоначальными расчетами - речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование: по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, что указано в штампе. Такие правила установлены в частях 3-4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ФСС России могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование ФСС России представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?

Да, можно.

ФСС России может требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. В этом случае проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то такое требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование фонда все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ФСС России могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники ФСС России проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС России. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решении о проведении проверки . В решении указывается состав проверяющих и проверяемый период, который не должен превышать трех лет (п. 4-9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ФСС России вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят , то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС России должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ФСС России могут проводить только совместно с территориальными отделениями ПФР. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС. Учтите, что в этот график могут вноситься изменения.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники территориального отделения проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили:

  • взносы на обязательное социальное страхование;
  • пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

По каждому из этих направлений проверяющие выносят отдельный акт.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях:

  • организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;
  • страхователь обратился за выделением средств;
  • сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748.

Кстати, в совместных проверках помимо сотрудников фондов могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых, если организация:

  • осуществляет деятельность в области информационных технологий ;
  • оказывает инжиниринговые услуги .

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ФСС России при выездной проверке

ФСС России может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники фонда могут требовать копии:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) и т. п.

Ситуация: может ли ФСС России при проверке признать гражданско-правовой договор ничтожным ?

Да, может.

В ходе своих проверок представители ФСС России анализируют основания, по которым производились те или иные выплаты в пользу сотрудников. При этом особенно тщательно они проверяют содержание именно гражданско-правовых договоров. Ведь выплаты по таким договорам не облагаются взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Некоторые организации «экономят» на этой части страховых взносов и заключают со штатными сотрудниками договоры подряда. Хотя перечень работ в них пересекается с теми, что относятся к основным трудовым обязанностям этих сотрудников.

Кроме того, обжаловать решение фонда можно не только в суде, но и в вышестоящем отделении фонда.

Это следует из статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пунктов 1, 3 статьи 166, статьи 170 Гражданского кодекса РФ, части 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ.

Пример признания недействительным договора подряда, заключенного со штатным сотрудником

А.С. Кондратьев работает в организации «Альфа» менеджером по трудовому договору с 2013 года. В его обязанности входит продажа и установка кондиционеров. Есть норма: не менее 50 кондиционеров в месяц. Оклад Кондратьева - 15 000 руб.

В январе 2014 года «Альфа» дополнительно заключила с ним гражданско-правовой договор. Согласно договору Кондратьев обязан выполнять работу по продаже и установке кондиционеров сверх плана. Оплата труда по гражданско-правовому договору составляет 10 процентов от оклада с каждого заказа сверх нормы.

По гражданско-правовому договору Кондратьеву выплатили:

  • 87 200 руб. в 2014 году;
  • 124 800 руб. в 2015 году.

Территориальное отделение ФСС России в 2016 году провело выездную проверку «Альфы» за 2014 и 2015 годы. Сотрудники территориального отделения фонда пришли к выводу, что отношения между организацией и Кондратьевым по гражданско-правовому договору имеют признаки трудовых (ст. 15-16, 56-59 ТК РФ):

- сотрудник по гражданско-правовому договору выполняет ту же самую работу, которая входит в его обязанности по трудовому договору;

- он подчиняется Правилам трудового распорядка.

В связи с этим проверяющие переквалифицировали гражданско-правовой договор с Кондратьевым в трудовой и доначислили страховые взносы.

С сумм, начисленных Кондратьеву по притворному гражданско-правовому договору за 2014 и 2015 годы, организации пришлось заплатить в ФСС России:

  • страховые взносы в размере 6148 руб. ((87 200 руб. + 124 800 руб.) × 2,9%);
  • штраф 1260 руб. (6148 руб. × 20%) по статье 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли ФСС России при проверке произвести выемку документов ?

Нет, не может.

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица ФСС России при выездной проверке, установлен в статьях 36-37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов при проведении проверки.

Закон не дает сотрудникам фонда право на выемку документов. Поэтому даже если у них есть основания считать, что документы будут уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ФСС России

Представить документы можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверки сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ФСС России не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие составляют акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня ее окончания.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке. Далее в течение двух месяцев с этой даты сотрудники ФСС России оформляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2. О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда обязан сообщить плательщику взносов о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ФСС России выносит одно из двух возможных решений:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения ;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения .

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Бухгалтерам и руководителям предприятий разных форм собственности зачастую приходится сталкиваться с проверками контролирующих инстанций, в том числе ФСС.

На что необходимо обратить особое внимание при проверке, как правильно к ней подготовиться?

Существует несколько поводов для проверки. Сотрудники ФСС могут проверять налогоплательщиков на факт правильности:

  • начислений и перечислений взносов;
  • расходования средств, начисленных страхователями по страховым случаям ( , декретные отпуска, отпуска по уходу за детьми);
  • получения путевок;
  • расходования средств по случаям травматизма на производстве.

Проверка начинается с расчета правильности заполнения отчетов по форме 4-фсс и 4а-фсс. Так как при расчете сумм пособий берутся предыдущие периоды, всю документацию по расходам плательщики взносов обязаны хранить самое меньшее пять лет.

На сайте ФСС у каждого работодателя есть возможность проверить отчеты перед их сдачей в фонды по специальной программе проверки ФСС. С помощью этой программы проверяется заполнение всех таблиц расчетов, суммы базы, начислений и уплат взносов. Делаются расчеты нарастающим итогом по возмещаемым расходам.

Виды проверок ФСС

В зависимости от цели проверки бывают нескольких видов.

Камеральная проверка ФСС – проводится по месту нахождения фонда в течение двух месяцев с даты сдачи отчетности для контроля соблюдения плательщиком взносов нормативных актов по социальному страхованию.

В процессе проверки выявляются нарушения по начислению и уплате взносов, по расходованию целевых средств, по работников, расчету больничных и пособий, отпусков по уходу за детьми. Также камеральная проверка может быть подготовкой к проверке выездной. У налогоплательщика могут потребовать к предъявлению документы, подтверждающие расходы.

Выездная проверка ФСС – обычно проводится по месту нахождения работодателя по результатам камеральных проверок для уточнения обстоятельств расходования средств, особенно если фигурировали значительные суммы.

Плановая проверка ФСС – проводится фсс по графику проверок, составляемому по всем плательщикам на три года, не может проводиться чаще. Информация, содержащаяся в графике, находится в закрытом доступе.

Внеплановая проверка ФСС – может проводиться при обращении страхователя за выделением средств на страховые расходы по различным случаям; по жалобам сотрудников предприятия на неправильный расчет пособий.

Обычно о проверке фонды никак не предупреждают, такого документа закон не предусматривает. В действительности, работники фондов могут позвонить по телефону и объявить о начале проверки и о том, какие документы необходимо предоставить.

Проверяемые ФСС периоды и длительность

Проверяться могут периоды в течение последних трех лет работы предприятия/ип, предшествующих году составления решения о проверке.

При проведении выездной проверки ФСС могут проверяться и отчетные периоды незаконченного календарного года. Повторная проверка уже проверявшихся периодов разрешена. Обычно повторные проверки назначаются при процедурах реорганизации/ликвидации плательщика либо при предоставлении уточняющего расчета.

Срок длительности проверки определяется индивидуально по каждому предприятию, учитывая несколько факторов – , объема документов к изучению. В обычных случаях сроки проверки ФСС не превышают одного месяца.

В отдельных ситуациях они могут быть продлены до двух либо трех месяцев. При существовании у организации филиалов по одному месяцу отводится на проверку каждого из них.

Организации отводится период в десять дней по календарю на представление запрашиваемой документации. В случаях, когда фирма не успевает уложиться в срок, необходимо письменно обратиться с просьбой об отсрочке с указанием причин и реального срока.

Руководитель фонда рассмотрит заявление и вынесет решение о предоставлении отсрочки – положительное или отрицательное.

Требуемые документы при проверке ФСС

В процессе проверки могут быть запрошены самые разные документы, как имеющие отношение к проверяемым случаям, так и не имеющие. Конкретного перечня не существует.

Необходимость представления документации определяется по каждому проверяемому лицу сотрудником фонда самостоятельно. Вся документация должна предоставляться в виде копий, за исключением некоторых, к примеру, бланков больничных листов, которые ознакомительно могут потребоваться и в подлинниках.

Примерный перечень документов, которые может запросить ФСС.

  • учредительная документация (уставы, протоколы, решения);
  • регистрационные формы, свидетельства;
  • регистры бухгалтерского и налогового учетов;
  • расчеты по взносам, подлежащие сдаче в пенсионный, социальный фонды;
  • книги учетов доходов/расходов;
  • финансовая отчетность, бухгалтерские отчеты;
  • пояснительные; аудиторские заключения;
  • главные книги, журналы операций, анализы счетов и субконто;
  • документы банковские и кассовые;
  • акты выполненных работ/услуг;
  • отчеты авансовые;
  • трудовые договора, штатные расписания, табеля , кадровые приказы, заявления сотрудников, трудовые книжки.

Специальные – связанные с выплатами по расходам на страхование:

  • больничные листы – проверяются особенно пристально;
  • документы, связанные с расчетами сумм пособий – договора, доп. соглашения, приказы и заявления, справки с других мест занятости, справки от супруга/супруги страхового лица, судебные решения, свидетельства о рождении/усыновлении детей, справки из загса;
  • непосредственно расчеты сумм в произвольной форме;
  • документы по выплате пособий, и прочие документы.

Результаты проверок ФСС

Оформление в виде справки происходит не позднее последнего дня проверки, может быть и раньше. В документе указываются предмет и сроки проверки.

Непосредственно результаты описываются в течение двух месяцев в акте проверки за подписью руководителей фонда и проверяемой организации. По камеральным проверкам акты не составляют.

Бывают ситуации, когда руководитель предприятия не желает подписывать акт, тогда необходимо оформить отказ, сделав соответствующую надпись.

Акт о проверке должен быть вручен представителю организации. Когда вручение лично невозможно, акт может быть отправлен почтой, датой вручения будет шестой день с даты отправки письма.

На изложение возражений организации отведено по закону 15 дней с момента получения акта.

Если есть замечания, директору фирмы нужно изложить их на экземпляре акта перед своей подписью. По прошествии 10 дней после завершения срока принятия возражений фондом будет вынесено решение о результатах проверки.

В процессе проверки могут быть выявлены расходы, произведенные с нарушением норм, не подтвержденные необходимыми документами. Такие расходы подлежат снятию из сумм в расчетной ведомости. Соответственно, подобные расходы не могут быть приняты фондом к зачету и возмещению страхователю.

В ситуации, когда расходы уже были возмещены плательщику, фонд имеет право отозвать не принимаемые суммы, а если предприятие отказывается вернуть денежные средства, ФСС имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

Если было выявлено, что работнику произвели неверно расчет сумм, делается корректировка базы и пособий в сторону увеличения или уменьшения.


Если бухгалтер предприятия выявил этот факт самостоятельно, до проверки, он может произвести перерасчет сумм, не дожидаясь прихода контролирующих органов.

Соответствующие исправления оформляются бухгалтерскими справками, в больничный лист вносятся изменения.

Штрафные санкции ФСС

Отказ предоставить документацию расценивается как правонарушение и влечет к наложению штрафных санкций в размере 200 рублей по каждому не предоставленному документу.

Когда работодатель считает, что проверка была проведена незаконно или с нарушениями, он может обратиться с жалобой в вышестоящие органы ФСС по своему региону.

При этом обязательно нужно указать, какие нарушения были в ходе проверки – факты, сроки, решение, результаты.

Таким образом, в интересах каждого плательщика взносов своевременно реагировать на просьбы сотрудников ФСС в ходе проверок, чтобы избежать не только штрафов за непредоставление документации, но и в полном объеме получать выплаты по возмещаемым расходам.

А также быть уверенным в правильности заполнения отчетности и расчете взносов по социальному страхованию.