Детский церебральный паралич лечение. Детский церебральный паралич (ДЦП)

  • 31.01.2022

ДЦП (детский церебральный паралич) – это название целой группы неврологических нарушений, которые возникают в результате поражения структур мозга у ребенка во время беременности и в первые недели жизни. Обязательным клиническим компонентом являются двигательные нарушения, кроме которых зачастую имеются речевые и умственные расстройства, эпилептические припадки и нарушения эмоционально-волевой сферы. ДЦП не имеет прогрессирующего характера, однако его симптомы часто остаются с человеком на всю жизнь и становятся причиной инвалидности. Из этой статьи Вы узнаете о причинах, клинических проявлениях и методах лечения ДЦП.

При детском церебральном параличе всегда имеется структурно-морфологическое поражение головного мозга, то есть четкая анатомическая основа клинических симптомов. Такая зона возникает в результате действия какого-либо причинного фактора и не распространяется на другие отделы мозга (поэтом в случае с ДЦП и говорят о непрогрессирующем характере течения). Поскольку за каждой зоной головного мозга закреплена определенная функция, то при ДЦП эта функция утрачивается.

Несмотря на современные достижения в области медицины, распространенность ДЦП продолжает оставаться высокой и составляет 1,5-5,9 на 1000 новорожденных детей. Частота ДЦП среди мальчиков несколько выше, чем среди девочек. Соотношение составляет 1,33:1.


Причины ДЦП

В основе любого случая ДЦП лежит патология нейронов, когда у них имеются структурные нарушения, не совместимые с нормальным функционированием.

ДЦП может быть вызвано действием неблагоприятных факторов в самые различные периоды формирования головного мозга - с самого первого дня беременности, в течение всех 38-40 недель беременности и первых недель жизни, когда мозг ребенка очень раним. По статистике в 80% случаев причина подействовала во внутриутробном периоде и в родах, остальные 20% приходятся на период после родов.

Так что же может вызвать ДЦП? Наиболее частыми причинами являются:

  • нарушение развития структур головного мозга (в результате передающихся из поколения в поколениегенетических нарушений, спонтанных мутаций генов);
  • нехватка кислорода (гипоксия головного мозга): острая (асфиксия в родах, преждевременная отслойка плаценты, стремительные роды, обвитие пуповиной) или хроническая (недостаточный кровоток в сосудах плаценты из-за фетоплацентарной недостаточности);
  • перенесенные внутриутробно и в первые месяцы жизни инфекционные заболевания (внутриутробные инфекции, особенно группа ТОРЧ (TORCH), менингоэнцефалиты, арахноидиты);
  • токсическое воздействие на ребенка (алкоголь, курение, наркотики, сильнодействующие лекарственные средства, профессиональные вредности, радиация);
  • механические травмы (внутричерепная травма в родах);
  • несовместимость матери и плода по различным причинам (резус-конфликт, конфликт по группе крови с развитием гемолитической болезни);
  • хронические заболевания матери (сахарный диабет, бронхиальная астма, пороки сердца).

Особый риск имеют дети, родившиеся недоношенными. Среди них распространенность ДЦП значительно выше по сравнению с доношенными детьми. Также риск выше у детей с массой тела при рождении меньше 2000 г., у детей от многоплодной беременности (двойни, тройни).

Ни одна из выше перечисленных причин не является ею как таковой на 100%. Это означает, что, к примеру, наличие сахарного диабета у беременной или перенесенный грипп не обязательно приведут к развитию у ребенка ДЦП. Риск рождения ребенка с ДЦП в таком случае выше, чем у здоровой женщины, но не более того. Конечно, комбинация из нескольких факторов значительно увеличивает риск патологии. В каждом индивидуальном случае с ДЦП редко можно уловить наличие лишь одной весомой причины, чаще в анамнезе обнаруживается несколько факторов.

Исходя из изложенных основных причин ДЦП, рекомендуется следующая профилактика этого состояния: планирование беременности с санацией хронических очагов инфекции, грамотное ведение беременности с тщательным и своевременным обследованием, а при необходимости и лечением, индивидуальная тактика проведения родов. Перечисленные факторы - наиболее эффективные меры профилактики ДЦП.

Симптомы


Для детей с ДЦП характерна задержка двигательного развития.

Симптомы ДЦП являются, в основном, двигательными нарушениями. Причем вид подобных нарушений и выраженность разнятся в зависимости от возраста ребенка. В связи с этим принято выделять следующие стадии заболевания:

  • раннюю – до 5 месяцев жизни;
  • начальную резидуальную – с 6 месяцев и до 3 лет;
  • позднюю резидуальную – после 3-х лет.

В раннюю стадию диагноз редко выставляется, потому что как таковых двигательных навыков в этом возрасте очень мало. Но, тем не менее, существуют определенные признаки, которые могут быть первыми симптомами:

  • задержка двигательного развития: существуют средние сроки появления определенных навыков (способность удерживать головку, переворачиваться с живота на спину, целенаправленно тянуться за игрушкой, сидеть, ползать, ходить). Отсутствие этих навыков в соответствующий временной промежуток должно настораживать врача;
  • у детей существуют безусловные рефлексы, которые угасают к определенному возрасту. Существование этих рефлексов после достижения такого возраста – признак патологии. Например, хватательный рефлекс (надавливание на ладонь ребенка пальцем вызывает захват этого пальца, сжимание ладони) в норме после 4-5 месяцев не встречается. Если он все же выявляется – это повод к более тщательному обследованию;
  • нарушение мышечного тонуса: повышенный или пониженный тонус может определить невропатолог при осмотре. Результатом изменения мышечного тонуса могут быть избыточные, бесцельные, внезапные или медленные, червеобразные движения в конечностях;
  • преимущественное использование одной конечности для осуществления действий. Например, в норме ребенок тянется к игрушке двумя руками с одинаковым рвением. Причем это не зависит от того, будет ребенок правшой или левшой в будущем. Если же он постоянно пользуется только одной рукой, это должно настораживать.

Детей, у которых при плановом осмотре у врача были выявлены какие-либо даже незначительные нарушения, необходимо осматривать каждые 2-3 недели. При повторных осмотрах обращают внимание на динамичность выявленных изменений (сохраняются ли нарушения, нарастают или уменьшаются), все ли двигательные навыки формируются с задержкой, или задержка одного из них была вариантом индивидуального развития.

Большая часть симптомов ДЦП появляется в начальный резидуальный период, то есть после полугода жизни. К таким симптомам относятся нарушения движений и мышечного тонуса, речи, умственного развития, слуха и зрения, глотания, мочеиспускания и дефекации, формирование контрактур и скелетных деформаций, судороги. То, какие именно симптомы будут выходить на первый план, зависит от клинической формы заболевания. Давайте ознакомимся с существующими клиническими формами ДЦП.

Всего выделяют 4 формы:

  • спастическая (спастическая диплегия, спастическая тетраплегия (двойная гемиплегия), гемиплегия);
  • дискинетическая (гиперкинетическая);
  • атаксическая (атонически-астатическая);
  • смешанная.

Спастическая форма

Это наиболее часто встречающаяся форма. Основными признаками являются нарушение мышечной силы и тонуса в конечностях. В зависимости от количества вовлеченных конечностей подразделяется на несколько подтипов.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) – характеризуется поражением всех четырех конечностей, с наибольшей выраженностью процесса в ногах, психическими, умственными и речевыми расстройствами. Наиболее четко симптомы заявляют о себе к концу первого года жизни. Мышечный тонус повышен во всех конечностях, но больше в ногах (преимущественно в сгибателях рук и разгибателях ног). Это приводит к ограничению движений, к формированию вынужденного положения конечностей. При попытке встать ноги не упираются всей стопой о поверхность, а становятся на носки, иногда перекрещиваются. Постоянное мышечное напряжение со временем приводит к формированию контрактур, вследствие чего суставы изменяют свою конфигурацию. Это еще больше затрудняет произвольные движения. Пяточное сухожилие укорачивается, стопы деформируются.

Сухожильные рефлексы повышаются, выявляются патологические стопные и кистевые признаки (Бабинского, Гордона, Жуковского и другие).

Возможно появление непроизвольных движений (гиперкинезов) в конечностях, причем чаще они развиваются в мышцах лица и рук. Иногда это вызывает негативную реакцию окружающих, потому что, например, гиперкинезы в области лица могут выглядеть как гримасничанье, поддразнивание. Гиперкинезы усиливаются при волнении, уменьшаются во сне.

Нарушения речи выражаются в смазанности, нечеткости, логопедических дефектах. Причем с возрастом без соответствующего лечения это не проходит.

Умственные и психические проблемы проявляются нарушением концентрации внимания, плохой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Обычно умственные нарушения не ярко выражены. Поэтому при хорошем функционировании верхних конечностей такие люди вполне адаптируются в социуме, приобретают профессию и обслуживают себя.

Спастическая тетраплегия или двойная гемиплегия характеризуется равномерным поражением всех четырех конечностей или более выраженным нарушением движений в руках. Это наиболее тяжелая форма ДЦП, потому что, как правило, сопровождается выраженными умственными, психическими, речевыми расстройствами, судорожным синдромом. Умственные нарушения достигают степени олигофрении, речь может вообще иметь вид нечленораздельного мычания. Наряду с этим наблюдаются нарушение зрения из-за атрофии зрительных нервов (что нельзя скорригировать ношением очков или линз), косоглазие, нарушение слуха. Симптомы при этой форме заболевания заметны уже в первые месяцы жизни. Сухожильные рефлексы очень высокие, выявляется множество патологических признаков со стоп и кистей. Такие дети не умеют сидеть и тем более ходить. Выраженные двигательные нарушения приводят к раннему формированию контрактур многих суставов, деформации позвоночника. Больные требуют постоянного, пожизненного постороннего ухода.

Гемиплегия означает наличие у больного мышечной слабости с одной стороны – левой или правой. То есть парез захватывает одноименные руку и ногу, причем часто в руке он более выражен, чем в ноге. Дети с такой формой учатся сидеть и ходить, овладевают навыками самообслуживания, но значительно позже своих сверстников. С самого рождения заметно отставание пораженных конечностей от здоровых. Когда ребенок уже ходит, в глаза бросается характерная поза – пораженная рука согнута и прижата к телу (рука просящего), а нога выпрямлена и не сгибается при передвижении. Кроме двигательных нарушений при гемиплегии обнаруживают судорожные приступы, умеренные или незначительные умственные нарушения. Если судорожные припадки возникают часто, они могут стать причиной значительного снижения интеллекта.

Дискинетическая (гиперкинетическия) форма

Характеризуется наличием непроизвольных движений – гиперкинезов. Обычно эти симптомы появляются уже после года. Движения могут быть самыми разнообразными: червеобразные движения в пальцах рук, махи и имитация бросков руками, скручивание туловища вокруг своей оси, гримасничанье. Непроизвольное сокращение мышц гортани может приводить к появлению неконтролируемых звуков и выкриков. При эмоциональном перенапряжении гиперкинезы усиливаются, в состоянии покоя и сна исчезают.

Гиперкинезы сопровождаются снижением мышечного тонуса. Периодически возникают эпизоды внезапного повышения тонуса, у детей первых месяцев жизни это называется дистоническими атаками.

Наблюдается задержка формирования двигательных навыков: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, ходьба становятся возможными позже, чем у сверстников. Тем не менее, такие дети со временем овладевают навыками самообслуживания и не нуждаются в посторонней помощи.

При дискинетической форме может нарушаться речь. Обычно слова произносятся медленно, не совсем внятно, с нарушением артикуляции.

Интеллект практически не страдает.

Атаксическая форма

Эта форма возникает при преимущественном поражении связей мозжечка или лобных долей. С самого рождения мышечный тонус снижен. Все двигательные навыки формируются со значительным опозданием. Нарушаются координация и точность движений. Походка шатающаяся, попытки взять что-либо заканчиваются промахиванием и мимопопаданием. Возможно дрожание в конечностях. Иногда при этой форме возникают гиперкинезы. Умственные способности могут не нарушаться, а могут достигать различной степени олигофрении.

Смешанная форма

Эта форма диагностируется при наличии симптомов, характерных для двух и более клинических форм (описанных выше).


Лечение


Занятия лечебной физкультурой важный компонент лечения ДЦП.

Лечение ДЦП – процесс сложный и очень длительный. Эффект зависит от тяжести поражения нервной системы (клинической формы заболевания), срока диагностики заболевания, комплексности методов лечения, упорства и настойчивости родителей больного ребенка.

При ДЦП основная роль отводится немедикаментозным методам лечения, которые основываются на установлении мышечного стереотипа, правильной позы путем стимуляции оставшихся сохранными нервных структур головного мозга.

Само по себе состояние ДЦП не излечимо, то есть восстановить разрушенные нейроны невозможно на сегодняшний день. Но можно «научить» оставшиеся неповрежденными нейроны так функционировать, чтобы человек мог жить в социуме полноценно, не ощущая своей ущербности.

Среди всех методов лечения следует отметить следующие:

  • массаж;
  • лечебная гимнастика;
  • Войт-терапия, Бобат-терапия;
  • использование нагрузочных (тренировочных) костюмов – «Адели», «Гравистат» и других;
  • занятия с логопедом и психологом;
  • медикаментозное лечение;
  • оперативная ортопедическая помощь;
  • симптоматическое нейрохирургическое вмешательство.

О методах массажа, особенностях его использования при ДЦП Вы можете узнать из одноименной статьи.

Лечебная гимнастика применяется как самостоятельно, так и в сочетании с Войт- и Бобат-терапией. Комплексы ЛФК разрабатываются индивидуально, направлены на снятие напряжения мышц, обучение координации и поддержание равновесия, устранение мышечной слабости. Условием для достижения эффекта является регулярность и систематичность занятий.

Войт- и Бобат-терапия – это тоже виды лечебной гимнастики. У истоков этих методик лежит стимуляция движений на основе имеющихся врожденных рефлексов. То есть обучение новым двигательным навыкам происходит благодаря тем рефлексам, которые есть у данного больного. Цель терапии – максимально приблизить двигательную активность больного к норме, сформировать двигательный стереотип пусть даже на основе патологических рефлексов.

Использование тренировочных костюмов «Адели», «Гравистат» позволяет устранить порочные положения различных частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения мышц. Конечностям и туловищу с помощью фиксаторов, амортизаторов, специальной одежды придается правильное положение тела, в котором ребенок пребывает некоторое время и даже осуществляет отдельные движения. Лечение проводят курсами, постепенно увеличивая время пребывания в костюме.

Занятия с логопедом и психологом позволяют скорригировать общение с окружающими, социально адаптировать ребенка, расширить сферу его жизни.

Из медикаментозных средств основное внимание уделяется использованию препаратов, снижающих мышечный тонус, - Баклофен, Мидокалм, Сирдалуд. С этой же целью используют инъекции ботулотоксина (Ботокс, Диспорт) в мышцы.

Возможно применение препаратов, улучшающих метаболизм головного мозга и его кровообращение, но некоторые медики относятся скептически к подобным мерам, не видя результатов такого лечения.

Оперативная ортопедическая помощь заключается в устранении деформаций конечностей и суставов с целью облегчения передвижения и самообслуживания. Например, пластика ахиллового сухожилия способствует правильному опорному положению стопы.

Нейрохирургическое вмешательство подразумевает устранение патологической импульсации в мозге, которая лежит в основе спастичности и гиперкинезов. Операции заключаются либо в разрушении отдельных структур мозга (ответственных за продукцию «неправильных» сигналов), либо во вживлении устройств, подавляющих патологическую импульсацию.

Особую роль в лечении ДЦП играет использование вспомогательных приспособлений (технических средств реабилитации), которые не только максимально облегчают жизнь больному, но и осуществляют тренировку мышц. К таким средствам относят кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы (устройство для придания телу вертикального положения), кресла-сиденья для ванны, кресла-туалеты, специальные велосипеды и тренажеры для больных ДЦП, ортезы, туторы для придания правильного положения суставам и многое другое.

Большинство методов применяется как в специальных медицинских учреждениях для больных с ДЦП, так и дома. Благоприятное влияние оказывает санаторно-курортное лечение. Специальные санатории, ориентированные на больных с ДЦП, оснащены большим количеством необходимых приспособлений и позволяют осуществлять комплексное воздействие на патологический процесс. Комбинация физиотерапевтических методик с массажем, ЛФК, водными процедурами оказывает ощутимый лечебный эффект.

Из нетрадиционных методов лечения у больных с ДЦП используют анималотерапию – лечение с помощью животных. Чаще для этой цели применяют лошадей и дельфинов.

Эффективность лечения стволовыми клетками при ДЦП в настоящее время не доказана.

Детский церебральный паралич – комплекс различных неврологических симптомов, во главе которых стоят двигательные расстройства. Может сопровождаться умственными и речевыми нарушениями. Может протекать очень тяжело, но это не всегда приговор. Комплексное применение различных методик лечения способствует формированию двигательных навыков, приспособлению больного к существованию в обществе, обеспечивает возможность обучения и приобретения профессиональных навыков, а значит, делает жизнь полноценной.

ТВЦ, передача «Врачи» на тему «Детский церебральный паралич: о симптомах и профилактике»


Под понятием «детский церебральный паралич» принято подразумевать совокупность нарушений двигательной сферы, которые могут проявляться в и возникают по причине повреждения центральной нервной системы ребенка.

Для легкой формы ДЦП характерно появление не очень выраженных трудностей с мелкой моторикой.

Данная форма заболевания легче всего поддается успешному лечению. Главное – своевременно установить верный диагноз и определить наиболее оптимальные терапевтические методы.

К наиболее легким формам детского церебрального паралича относятся спастическая диплегия, а также гиперкинетическая (или дискинетическая) форма.

Спастическая диплегия также известна, как болезнь Литтля – так она была названа в честь знаменитого английского доктора, который впервые описал данное состояния.

Эта форма детского церебрального паралича является наиболее распространенной.

К основным факторам, провоцирующим возникновение и развитие болезни Литтля, относятся:

  • родовые травмы;
  • внутриутробные интоксикации и инфицирования;
  • травмы и инфекции и детей в раннем возрасте.

Главными причинами легкой дискинетической формы детского церебрального паралича являются:

  • травмы головного мозга малыша непосредственно в момент родов либо вскоре после них;
  • конфликт между группами крови матери и плода;
  • краснуха, желтуха, а также некоторые другие виды инфекционных заболеваний, перенесенные в раннем детском возрасте;
  • раннее отторжение плаценты.

Для того чтобы предотвратить развитие ДЦП у малыша, женщинам на протяжении всего периода беременности рекомендуется регулярно находиться под наблюдением квалифицированного акушера-гинеколога. Особенный контроль необходим тем будущим мамам, у которых развивается токсикоз, а также имеются эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания, носящие хронический характер. Очень важно сохранять эмоциональное и психическое равновесие, а также проводить грамотную профилактику бактериальных и вирусных воспалительных процессов.

Симптомы

При легких формах ДЦП у ребенка наблюдаются следующие симптомы:
  • средне-выраженный парез мышц нижних конечностей;
  • в некоторых случаях – незначительная задержка умственного развития;
  • частичное проявление псевдобульбарного синдрома, которое выражается в и некоторых нарушениях образования звуков;
  • мышечные спазмы;
  • некоторые нарушения естественного положения туловища, а также верхних и нижних конечностей.

Следует отметить, что дети, у которых развивается легкая форма церебрального паралича, в большинстве случаев, способны передвигаться без посторонней помощи и справляться с любыми домашними задачами. У таких малышей патология практически не затрагивает нормальную деятельность головного мозга, в связи с чем они посещают обычные учебные заведения и не имеют ярко-выраженных трудностей с освоением большинства профессий.

Лечение

Чем раньше будет проведен комплекс грамотно подобранных лечебных мер, тем больше у малыша с легкой формой ДЦП шансов на успешное выздоровление.

При легких формах детского церебрального паралича рекомендуется несколько методов лечения, направленных на восстановление функций опорно-двигательного аппарата малыша.

Подробно о каждом из методов , находящегося в легкой форме:

  1. Бальнеотерапия – это высокоэффективный метод, который подразумевает систематическое принятие целебных ванн. При данном заболевании особенно полезными окажутся ванны на основе хвойных экстрактов, валерианы, экстракта натурального жемчуга, йода и брома, кислорода, радона и морской воды;
  2. Программированная аппаратная разработка суставов , которая осуществляется с применением специальных тренажеров активной механотерапии, обладающих функцией обратной биологической связи;
  3. Лечение медикаментами , которые включают в себя витамины, антиоксиданты, мозговые метаболиты, сосудистые препараты, миорелаксанты, а также некоторые другие виды лекарственных средств, назначенные доктором.

Появляются в раннем возрасте и имеют свои особенности в каждом возрасте. О проявлениях ДЦП у детей в возрасте от 1 года и старше и идет речь в статье.

Включает прием медикаментов, физические упражнения, меры социальной адаптации. Для каждого ребенка программа составляется индивидуально в соответствии с формой заболевания.

Видео по теме

Никонов Николай Борисович делится опытом, как он восстанавливает работу мышц у детей, страдающих последствиями ДЦП:

Лечение легкой формы детского церебрального паралича обязательно должно быть комплексным, и сочетать в себе медикаментозные и физиотерапевтические методы. Доктора с высокой квалификацией всегда смогут определить, какие варианты лечения являются оптимальными для малыша в каждом индивидуальном случае.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелейшее заболевание нервной системы, связанное с аномалиями или повреждением головного мозга и сопровождающееся стойкими, но не прогрессирующими двигательными, координационными и в некоторых клинических случаях интеллектуальными расстройствами. Выраженность патологических проявлений при ДЦП у разных больных отличается: одни детки становятся полностью неподвижными и беспомощными, другие вполне могут научиться передвигаться, самостоятельно себя обслуживать, учиться и даже работать.

Оглавление:

Причины ДЦП

Причины ДЦП в зависимости от времени воздействия на ребенка делят на три группы :

  • Внутриутробные факторы.
  • Интранатальные факторы (различные проблемы в родах).
  • Постнатальные факторы (патологические состояния, возникающие в период новорожденности – в первые недели жизни).

В большинстве случаев, изучая анамнез маленького пациента, врачи обнаруживают не одну, а несколько причин, которые могли вызвать ДЦП. Но встречаются также ситуации, когда выяснить, какие именно факторы спровоцировали ДЦП, так и не удается. Поэтому исследователи предполагают, что определенную роль в развитии рассматриваемого заболевания играет наследственная предрасположенность и мутация генов .

Особенности течения беременности и ДЦП

Головной мозг плода является наиболее уязвимым органом во всем маленьком тельце. Особенную опасность для нервных клеток представляет кислородное голодание (), инфекции, токсические вещества, радиоактивное облучение.

Гипоксия плода может возникнуть в следующих ситуациях:

  • При угрозе прерывания беременности, когда отслаивается плацента и возникает кровотечение.
  • При тяжелом токсикозе и гестозе. Эти осложнения беременности появляются, потому что организм мамы не может свыкнуться с новым состояние, и в нем происходят различные патологические изменения, в том числе негативно влияющие на кровообращение между маткой и плацентой.
  • При плацентарной недостаточности – дисфункции, которая приводит к нарушению газообмена между кровью мамы и плода.
  • При заболеваниях мамы, сопровождающихся сужением сосудов и пониженной концентрацией кислорода в крови женщины. К таким недугам относят сахарный , системные аутоиммунные патологии, анемию, хронические болезни легких.

Серьезные повреждения и аномалии развития головного мозга могут возникнуть вследствие воздействия на плод инфекционных агентов . Наибольшую опасность в этом плане представляют:

  • Герпесвирусы (в их числе ).

Все эти инфекции могут навредить плоду, если организм женщины сталкивается с ними впервые именно во время беременности, то есть это должно быть первичное заражение или же серьезное обострение (например, цитомегаловирусной инфекции). Если же женщина когда-то давно болела, и у нее определяются антитела к этим возбудителям, риск возникновения у плода минимален.

Причиной развития ДЦП, как уже говорилось выше, может также стать влияние на плод токсических веществ . К ним относят лекарства, обладающие тератогенным действием (способностью вызывать пороки развития у ребенка), наркотики, алкоголь.

Интранатальные причины развития ДЦП

В родах у ребенка может развиться острая гипоксия, повреждающая головной мозг. Приводит к этому:

  • Преждевременная отслойка плаценты. Плацента теряет связь с маточным кровообращением, поэтому кровь, поступающая к ребенку, перестает насыщаться кислородом.
  • Тяжелые затяжные роды.
  • Тугое обвитие пуповиной или выпадение петлей пуповины, при котором нарушается кровообращение между плодом и плацентой.
  • . Когда головка выходит из родовых путей последней, она пережимает пуповину, поэтому если врачи замешкаются и не помогут ребенку родиться как можно быстрее, может развиться тяжелая гипоксия.

Помимо кислородного голодания к возникновению ДЦП приводят травмы головного мозга , полученные в родах. Травмирование головки ребенка может произойти, если у женщины узкий таз, если ребенок крупный или же неправильно размещен в матке, если роды протекают стремительно или вызываются медикаментозными средствами.

Фактором риска в плане развития ДЦП является также наложение акушерских щипцов (именно по причине возможности повреждения головного мозга этот метод родовспоможения сейчас практически не применяется), а также выдавливание плода из живота мамы.

Преждевременные роды и ДЦП

Наиболее опасными для ребенка в плане развития ДЦП считаются преждевременные роды, поскольку недоношенные детки более всего подвержены таким поражениям головного мозга, как кровоизлияния и перивентрикулярная лейкомаляция. Причем чем меньше малыш, тем риск развития у него послеродовых осложнений (в частности ДЦП) больше. По этой причине во многих развитых странах, где научились успешно выхаживать деток с критически низкой массой тела, частота возникновения ДЦП у новорожденных находится на высоком уровне.

Что может спровоцировать ДЦП после родов?

В периоде новорожденности головной мозг малыша остается очень уязвимым. Вызвать необратимые изменения в ЦНС могут следующие причины:

  • Тяжелая , при которой в организме новорожденного в большом количестве образуется токсический билирубин, повреждающий структуры ЦНС.
  • Инфекционные заболевания, осложненные или .
  • Травмы головы.

Важно: прививки в эту группу причин медики не относят, поскольку нет подтвержденных данных о связи между вакцинацией и развитием ДЦП.

Механизмы развития ДЦП

Принципиальным отличием ДЦП от других параличей является время возникновения – это перинатальный период (период от 22 недели беременности до седьмого дня жизни ребенка). Патологические влияние на головной мозг, произошедшее в этом промежутке времени, приводят к нарушению угасания характерных для новорожденных позотонических рефлексов – изменений мышечного тонуса и позы при смене положения тела.

С точки зрения физиологии взаимодействие ЦНС и мышц выглядит следующим образом: в ответ на какие-либо раздражения и изменение положения тела головной мозг потенцирует и направляет по нервным волокнам к мышцам сигналы, вызывающие сокращение либо расслабление мышечных волокон. При этом все проходит слаженно – одна группа мышц сокращается, а другая (антагонисты) расслабляется или наоборот. Только благодаря такому четкому взаимодействию человек нормально двигается. При ДЦП связи между ЦНС и мышцами нарушаются, поэтому больные не могут полноценно управлять свои телом .

Помимо двигательной активности и координации при ДЦП страдает речь ребенка . Если поражаются ядра черепно-мозговых нервов, у больных возникают проблемы с глотанием, зрением, мимикой. В самых тяжелых случаях повреждения головного мозга, вызывающие развитие ДЦП, становятся еще и причиной нарушений интеллекта .

Формы ДЦП

Рекомендуем прочитать:

Выделяют пять форм детского церебрального паралича:

  • Болезнь Литтла (спастическая тетраплегия). Это самая часто встречающаяся форма заболевания, особенно среди недоношенных деток. При ней неподвижными становятся нижние конечности ребенка, а вот руки поражаются редко. Нарушение движений в ногах обуславливается спастикой (стойким сокращением мышц), из-за которой конечности не сгибаются и не разгибаются вообще. С ростом ребенка возникают деформации суставов и позвоночника, но это не означает, что патология прогрессирует.
  • Гемиплегическая форма. Для нее характерна неподвижность одной половины тела и спастика, как и при первой форме ДЦП.
  • Атактическая форма. Ее развитие связано с поражением лобных долей головного мозга и мозжечка. У таких больных отмечают дискоординацию движений разных групп мышц, нарушение координации, тремор, расстройства речи и интеллекта.
  • Дискинетическая форма . Чаще всего возникает вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных. Основные признаки – непроизвольные движения, резкое изменение тонуса мышц и положения тела, нарушение мимики. Интеллект у таких больных, как правило, не страдает.
  • Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма заболевания, при которой практически полный паралич конечностей сопровождается постоянными судорожными приступами, нарушением интеллекта и речи. У некоторых больных диагностируют микроцефалию.

Отдельно выделяют смешанную форму ДЦП, при которой у больных обнаруживаются признаки сразу нескольких форм заболевания. Задача врачей в таких случаях – выявить ведущий синдром и направить все усилия на его коррекцию.

Ч то такое ДЦП — поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов.

ДЦП – детский церебральный паралич

Т ермин «церебральный паралич» употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений.

Детский церебральный паралич – поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте. Обычно это происходит во время осложненной беременности, которая является предвестницей преждевременных родов.

Слово церебральный» означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» - «мозг”), а слово «паралич» (от греческого «paralysis» - «расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность.

Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо же оно остается без изменений.

Церебральный паралич - не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть. Хотя ДЦП не излечивается (не является “курабельным” в общепринятом смысле), постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния и минимизировать последствия болезни.

Как был выявлен детский церебральный паралич?

В 1860 г. английский хирург Уильям Литтл впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми, у которых после перенесенной родовой травмы развивались параличи конечностей. Состояние крох не улучшалось и не ухудшалось по мере их роста: оставались проблемы с хватательным рефлексом, ползанием и ходьбой.

Признаки подобный поражений долгое время называли “болезнью Литтла ”, а сейчас они известны как “спастическая диплегия ”. Литтл предположил, что эти поражения вызваны (гипоксией) при родах.

Однако в 1897 г. знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд, заметив, что дети с ДЦП часто страдали задержкой психического развития, расстройством визуального восприятия и припадками по типу эпилептических, предположил, что причины детского церебрального паралича коренятся в патологии развития мозга младенца еще в утробе матери.

Несмотря на предположение Фрейда, вплоть до 1960-х годов прошлого века среди врачей и ученых было широко распространено мнение о том, что основной являются осложнения в процессе родов.

Правда, в 1980 г., проанализировав данные национальных исследований по более, чем 35000 случаев новорожденных с признаками ДЦП, ученые были поражены: осложнения вследствие родовой травмы составили менее 10%…

В большинстве же случаев причины развития ДЦП не были выявлены. С этих пор начались обширные исследования перинатального периода, т.е. с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Какие виды ДЦП существуют?

О твет на вопрос о том, какие типы детского паралича выделяет современная медицина, интересует всех родителей. Существует несколько классификаций видов ДЦП, однако я остановлюсь на классификации, предложенной профессором К. А. Семеновой.

В зависимости от зоны поражения головного мозга и характерных проявлений болезни, Семенова выделяет следующие формы ДЦП:

1. Спастическая диплегия . Наиболее распространенная форма детского церебрального паралича. В общей статистике таких малышей - 40-80%. Наблюдается поражение отделов мозга, ответственных за двигательную активность конечностей, что, в свою очередь, приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.

2. Двойная гемиплегия . Данная форма ДЦП выражается самыми тяжкими проявлениями. Поражены большие полушария мозга или тотально весь орган. Клинически наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.

3. Гемипаретическая форма . В отличие от других видов детского церебрального паралича, эта форма заболевания характеризуется поражением одного из полушарий ГМ с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает правая или левая сторона тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию.

4. Гиперкинетическая форма (до 25% больных). Поражены подкорковые структуры. Выражается в гиперкинезах – непроизвольных движениях, характерно усиление симптоматики при утомлении, волнении. Подобный тип ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще - в сочетании со спастической диплегией.

5. Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство равновесия, наблюдается атония мышц.

Последствия ДЦП

Х арактерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности. Особенно подвергается поражению мышечная сфера, из-за чего ухудшается координация движений.

В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько разновидностей мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; паретичность мышц, непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности.

Также при всех видах ДЦП у детей могут встречаться следующие патологические явления:

  • аномальность ощущения и восприятия;
  • снижение зрения, слуха;
  • ухудшение речи;
  • эпилепсия;
  • задержка психического развития.

Возможны и другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни. Нелегко дается и обучение.

Для того, чтобы помочь ребёнку, для начала необходимо выявить и только потом разрабатывать план действий.

Надеюсь, вы нашли ответ на вопрос о том, какие типы ДЦП существуют. Также вы можете поискать в Сети другие распространенные классификации форм детского церебрального паралича, а не только по Семеновой.

  • Профилактика Детского церебрального паралича
  • К каким докторам следует обращаться если у Вас Детский церебральный паралич

Что такое Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич - термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие недоразвития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальньгй и ранний постнатальный периоды, характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.

Частота детского церебрального паралича составляет 1,7-3,3 на 1000 детского населения и 1,7-5,9 на 1000 родов.

Что провоцирует Детский церебральный паралич

Факторы, детерминирующие структурно-функциональные изменения в мозге, в 80 % случаев действуют в процессе внутриутробного развития плода, в 20 % - постнатально. Среди патогенных факторов, повреждающих мозг внутриутробно, ведущая роль принадлежит инфекциям (грипп, краснуха, токсоплазмоз), соматическим и эндогенным заболеваниям матери (врожденные пороки сердца, хронические заболевания легких, сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз и др.), иммунологической несовместимости крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам), профессиональным вредностям, алкоголизму. Из факторов, вызывающих поражение мозга в процессе родов, основное значение имеют родовая травма, асфиксия в родах, в раннем послеродовом периоде - энцефалиты.

Патогенез (что происходит?) во время Детского церебрального паралича

Изменения в нервной системе связаны с гипоксией и метаболическими расстройствами, оказывающими прямое и опосредованное (через продукты нарушенного метаболизма) влияние на развитие и функцию мозга.

Патоморфология. Многообразие вредных факторов и различные периоды их действия определяют вариабельность степени выраженности структурных дефектов мозга. У 30 % детей с церебральным параличом обнаруживаются аномалии мозга - микрополигирия, пахигирия, порэнцефалия, агенезия мозолистого тела, являющиеся результатом поражения мозга в ранней стадии онтогенеза. При микроскопическом исследовании определяются пролиферация глии и дегенерация нейронов. В ряде случаев обнаруживаются грубые очаговые дефекты - атрофический лобарный склероз, атрофии клеток базальных ганглиев и зрительного бугра, гипофиза, мозжечка. Атрофический лобарный склероз проявляется массивной локализованной атрофией лобной доли, недоразвитием коры головного мозга, среднего мозга. Поражение базальных ганглиев и зрительного бугра характеризуется разрастанием миелиновых волокон с кольцеобразным расположением их вокруг сосудов. Обычно эти изменения происходят при ядерной желтухе. В мозжечке обнаруживаются недостаточная миелинизация проводящих путей, изменение нейронов.

Симптомы Детского церебрального паралича

В зависимости от особенностей двигательных, психических и речевых расстройств выделяются пять форм:

  1. спастическая диплегия;
  2. двойная гемиплегия;
  3. гиперкинетическая форма;
  4. атонически-астатическая форма;
  5. гемиплегическая, или гемипаралитическая, форма.

Различают три стадии течения заболевания:

  1. раннюю;
  2. начальную хронически-резидуальную;
  3. конечную резидуальную.

В конечной стадии определяют Iстепень, при которой дети овладевают навыками самообслуживания, и II степень - некурабельную, с глубоким нарушением психики и моторики.

Спастическая диплегия (болезнь Литтла). Наиболее распространенная форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия (диплегия) или тетрапарез с преимущественной локализацией в ногах, психические и речевые расстройства. Наиболее отчетливо спастическая диплегия проявляется к концу первого года жизни. У детей задерживается формирование статических и локомоторных функций, выпрямляющих рефлексов туловища. Мышечный тонус значительно повышен во всех конечностях. Особенно выражено повышение тонуса в сгибательных группах мышц рук, а также разгибательных и приводящих мышцах ног. Вследствие повышения мышечного тонуса ограничиваются активные движения ребенка, возникает вынужденное положение конечностей. В положении лежа руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, ноги вытянуты, разогнуты в тазобедренных и голеностопных суставах, приведены друг к другу, иногда перекрещены. При попытке поставить ребенка на ноги он упирается на носки, а ноги при этом перекрещиваются. Движения в проксимальных группах мышц затруднены, а в дистальных сохранены. Повышение мышечного тонуса с возрастом способствует возникновению тугоподвижности, контрактур в крупных суставах. Постоянное напряжение пяточного (ахиллова) сухожилия и усиленная опора на носки приводят к грубым деформациям стоп.

Сухожильные и надкостничные рефлексы на руках и особенно ногах повышены, вызываются с расширенной рефлексогенной зоны. Возможны клонусы стоп, коленных чашечек, патологические сгибательные (Россолимо, Менделя - Бехтерева, Жуковского) и разгибательные (Бабинского, Оппенгейма, Сеффера, Гордона) рефлексы. Спастическая диплегия сочетается с гиперкинезами главным образом атетоидного и хореоатетоидного типа, синкинезиями. Гиперкинезы в руках и мимической мускулатуре лица преобладают над гиперкинезами в ногах. Атетоидный гиперкинез доминирует в пальцах, кистях, мышцах лица, хореический - в проксимальных отделах конечностей. Гиперкинезы усиливаются при волнении и ослабевают во сне, в состоянии покоя. Степень выраженности гиперкинезов прямо коррелирует с тяжестью поражения нервной системы.

Развитие речи у детей со спастической диплегией задерживается. Речевые расстройства проявляются дизартрией, алалией. Гиперкинезы артикуляционной и дыхательной мускулатуры делают речь смазанной, толчкоо бразной. Интеллект в больш инстве случаев снижен. Дети с трудом концентрируют внимание на занятиях, быстро истощаются, отвлекаются. Как правило, не могут самостоятельно организовать игру, не владеют собой. Память снижена. Судорожные пароксизмы при спастической диплегии встречаются реже, чем при других формах детского церебрального паралича.

В первые месяцы жизни чаще возникают генерализованные пароксизмы, затем характер их варьирует. Наличие судорог ухудшает прогноз.

Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая форма детского церебрального паралича. Характерными особенностями являются спастическая тетраплегия или тетрапарез с преимущественной локализацией в руках и неравномерным поражением сторон, выраженные психические и речевые расстройства. Заболевание проявляется в первые месяцы жизни. В положении ребенка на спине обращает на себя внимание ограничение его активности. Вследствие вы сокого мышечного тонуса в конечностях руки согнуты в ло ктевых суставах, приведены к туловищу, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах или, наоборот, разогнуты. Статические и локомоторные функции у детей с двойной гемиплегией не формируются. Они не овладевают навыками сидения, самостоятельной ходьбы. Тяжелые двигательные расстройства сочетаются с ранними контрактурами суставов, костными деформациями.

Сухожильные рефлексы очень высокие. Выявляются патологические кистевые и стопные рефлексы. Часто выражен симптомокомплекс псевдобульбарного паралича, что обусловливает затруднение приема пищи, нарушение функций артикуляционного аппарата.

Речевые расстройства при двойной гемиплегии проявляются задержкой речевого развития, малым словарным запасом, псевдобульбарными дизартриями. Речь обычно смазанная, гнусавая, плохо понятная, нередко отмечается неправильное произношение звуков. Изменен темп речи. Слова и звуки произносятся либо чрезмерно громко, быстро, либо слабо, медленно.

Интеллект значительно снижен. Мышление замедленно, инертно, память ослаблена. Часто наблюдаются расторможенность, эйфория, апатико-абулические нарушения, отмечаются судорожные припадки. Как и при спастической диплегии, они влияют на прогноз заболевания.

Гиперкинетическая форма. Характерны непроизвольные атетоидные движения, нарушение мышечного тонуса, речевые расстройства. Непроизвольные насильственные движения в тяжелых случаях появляются в гр удном возрасте, но у большинства детей при умеренном поражении нервной системы гиперкинезы возникают в конце 1-го - начале 2-го года жизни. Гиперкинезы локализуются в дистальных отделах конечностей, мимической мускулатуре лица, мышцах туловища, шеи. При тяжелых формах непроизвольные движения медленны, наблюдаются главным образом в кистях и стопах, при относительно легких развиваются быстро, внезапно, охватывают мышцы шеи, плеч, туло вища, типа то рсионного спазма. Эмоциональные переживания усиливают движения, а физиологический покой, спокойная обстановка ослабляют непроизвольные движения.

Мышечный тонус в течение первого года жизни периодически меняется. Типичны быстрые полярные изменения его за короткий период (перемежающиеся спазмы, дистония). У детей 1-го месяца жизни наблюдается мышечная гипотония. Со 2-го месяца жизни отмечаются дистонические атаки, во время которых происходит внезапное повышение мышечного тонуса. сменяющееся снижением. Сухожильные рефлексы нормальны или повышены. Речевые расстройства проявляются задержкой формирования речи, нарушением артикуляции, темпа речи. Как правило, речь при гиперкинетической форме детского церебрального паралича замедленная, монотонная, невнятная, иногда представляет набор трудноразличимых звуков. Интеллект может страдать незначительно. Судорожные пароксизмы редки.

Атонически-астатическая форма. Характерными особенностями являются мозжечковые расстройства. С рождения наблюдается генерализованная мышечная гипотония. Задерживается формиров ание статических и локомоторных функций. Дети со значительным опозданием по сравнению с физиологической нормой начинают садиться, стоять, ходить. В вертикальном положении вследствие мышечной гипотонии наблюдается переразгибание в коленных суставах. Сухожильные и периостальные рефлексы могут быть сохранными, что отличает данную форму от спинальных амиотрофий. Нарушения координации и статики движений становятся заметными при развитии произвольных движений. Типичны интенционный тремор, дисметрия, атаксия. Интеллект страдает незначительно. В ряде случаев у детей с атонически-астатической формой имеются умеренные гиперкинезы и признаки пирамидной недостаточности.

Гемиплегическая форма. Характерными особенностями являются односторонний парез руки и ноги по центральному типу, преимущественно выраженный в руке, судорожные пароксизмы, психические и речевые расстройства. В тяжелых случаях гемиплегическая форма диагностируется с рождения. Признаки двигательной недостаточности пораженных конечностей обнаруживаются по ограничению объема спонтанных активных движений. Гемипарез в конечностях сочетается с поражением по центральному типу VII и XII пар черепных нервов. Мышечный тонус в первые 2-3 мес. жизни снижен. Повышение мышечного тонуса происходит медленно. Выраженным оно становится к 1-1,5 годам жизни, когда ребенок начинает ходить. Увеличение мышечного тонуса в сгибателях руки и разгибателях ноги определяет классическую позу Вернике - Манна.

Сухожильные и периостальные рефлексы обычно высокие с обеих сторон, но на стороне поражения выше. На стороне гемипареза выявляются также патологические кистевые и стопные рефлексы. Редко наблюдаются чувствительные нарушения по проводниковому типу. Речевые расстройства проявляются псевдобульбарной дизартрией. Интеллект и память, как правило, снижены. Внимание неустойчиво, дети быстро истощаются. Психическая активность снижена. Судороги обычно генерализованные, реже парциальные, встречаются в 40-50 % случаев. Они влияют на психическое развитие и прогноз болезни.

Диагностика Детского церебрального паралича

Диагноз детского церебрального паралича ставится на основании семейного анамнеза и данных клинического осмотра. В первые месяцы жизни детский церебральный паралич может быть заподозрен при отсутствии либо задержке основных безусловных рефлексов, позднее - при появлении мезэнцефальных позотонических установочных рефлексов, асимметрии мышечного тонуса, отклонении его от физиологической нормы (мышечная гипотония или умеренная гипертония), ограничении объема спонтанных движений, асимметрии в движениях, треморе пальцев, атетоидных гиперкинезах. Эти признаки и отягощенный анамнез беременности (инфекции, интоксикации, резус-конфликт матери и плода) являются факторами риска развития детского церебрального паралича, что служит основанием для наблюдения за ребенко м. Окончательный диагно з формируется по сле года, когда двигательные, речевые и психические нарушения становятся отчетливыми.

Дифференцировать детский церебральный паралич следует от наследственных заболеваний, хромосомных синдромов, опухолей нервной системы, нейроинфекций. При дифференциальной диагностике необходимо учитывать данные генеалогического анамнеза, сведения о течении беременности, возраст больных, клиническую симптоматику (характер двигательных расстройств и изменений мышечного тонуса), эффективность терапии, особенности течения.

Большинство форм наследственно-дегенеративных заболеваний отличается отягощенным семейным анамнезом (наличие в семье родственников, страдающих аналогичным заболеванием), полисистемным поражением нервной системы и внутренних органов, прогредиентным течением. У больных с хромосомными синдромами характерный внешний вид, имеются множественные пороки развития. Опухоли головного мозга, как правило, сочетаются с общемозговой и очаговой симптоматикой, течение их прогрессирующее.

Течение и прогноз. Течение детских церебральных параличей обычно регредиентное, с постепенным улучшением. Исключением являются случаи с судорогами. Прогноз определяется степенью поражения мозга. При детском церебральном параличе, возникшем вследствие действия повреждающего фактора в ранние сроки беременности, имеются более глубокие нарушения в нервной системе и прогноз серьезен.

Лечение Детского церебрального паралича

Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, этапным, длительным. Раннее лечение детского церебрального паралича предусматривает своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций позы, ротации, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка. Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.

Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом, медикаментозную терапию, а в случае необходимости хирургическое лечение контрактур. (При болезни Литтла в отдельных случаях возникают показания для операции на корешках конского хвоста.)

Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости. Улучшение психического развития детей достигается назначением глутаминовой кислоты, церебролизина, аминалона, пиридитола (энцефабола). Стимулируют и улучшают обмен веществ также витамин В12, пирогенал.