Налоговые льготы вычеты расходы освобождения являются. Кому положен налоговый вычет: виды налоговых льгот

  • 31.01.2022

Налоговые органы в основном исчисляют поимущественные налоги для физических лиц (налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог). Для исчисления налогов используется информация об имуществе, которая передается в налоговые органы теми государственными органами, которые осуществляют регистрацию налогооблагаемого имущества и прав на него (п. 4, 9.1, 9.2 ст. 85 НК РФ). Так, информация о подлежащих налогообложению транспортных средствах предоставляется, в том числе органами ГИБДД (п. 4 ст. 362 НК РФ).

Кроме того, налоговые органы исчисляют для индивидуальных предпринимателей оценочные авансовые платежи по НДФЛ (п. 8, 9 ст. 227 НК РФ) на основании информации о предполагаемом доходе, сообщаемой самими предпринимателями в налоговых декларациях.

Следует отметить, что налоговые агенты в силу подпункта 2 п. 3 ст. 24 НК РФ обязаны в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика. Соответственно, в данном случае сумму налога исчисляет налоговый агент и сообщает об уже исчисленной сумме в налоговый орган. Однако в данном случае эта информация «дублируется» – на основании подп. 4 п. 1, п. 3 ст. 228 такие налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию с расчетом подлежащего уплате налога, а впоследствии налог самостоятельно уплатить.

Налоговый орган не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление , в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п. 2, 3 ст. 52 НК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Пункт 4 ст. 52 НК РФ предусматривает, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма. Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В действительности обязанность по уплате налога возникает вследствие наличия объекта налогообложения, в том числе факта владения облагаемым имуществом, получения дохода (реального или презюмируемого), а также вследствие окончания налогового периода (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 25). Но до истечения месяца со дня получения налогового уведомления налогоплательщик имеет право налог не уплачивать, а налоговый орган не может его истребовать. Соответственно, было бы более логичным в п. 4 ст. 57 НК РФ указать, что срок уплаты (а не обязанность по уплате) такого налога (авансового платежа) наступает не ранее истечения месячного срока с даты получения налогового уведомления. На том же основании можно утверждать, что даже при пропуске срока уплаты налога, указанного в законодательстве, не подлежат начислению пени за неуплату налога (ст. 75 НК РФ) до момента истечения месяца с даты получения налогового уведомления налогоплательщиком.



В принципе, обязанность по исчислению налога может быть прямо, либо косвенно возложена на представителя налогоплательщика. Так, в силу п. 1 ст. 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Очевидно, что в данном примере сам налогоплательщик не исчисляет налог, даже если обязанность по его исчислению возложена НК РФ именно на налогоплательщика. Данную обязанность исполняет законный представитель. Именно по этой причине в силу п. 4 ст. 51 НК РФ лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами, исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков и плательщиков сборов, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговые льготы (ст. 56 НК РФ), вычеты, расходы, освобождения, особенности налогообложения. Применение налоговых льгот, (вычетов, расходов, освобождений) позволяет налогоплательщику на законных основаниях уплачивать меньшую сумму налога, по сравнению с исчисленной на основании общих норм, либо вообще не уплачивать налог. Omnis exceptio est ipsa quoque regula – каждое исключение само есть правило. Соответственно, налоговые льготы (вычеты, расходы, освобождения) относятся к элементу 3 краткого перечня существенных элементов налога (см. п. 2.2). Очевидно, что справедливость налогообложения в ряде случаев может быть реализована только при условии применения при исчислении налога льгот (вычетов, расходов, освобождений). Aequitas est mater exceptionis – справедливость есть мать исключения.

Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 1997 г. № 2484/96 следует, что налоговый орган, доначисляющий налог, обязан учесть возможные льготы и освобождения. В то же время, исходя из определения КС РФ от 1 ноября 2007 г. № 719‑О‑О, в тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из–под налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает. Соответственно, наличие налоговых льгот (вычетов, расходов, освобождений) при исчислении конкретного налога не презюмируется. Факультативность льгот отмечена и в определениях КС РФ от 5 июля 2001 г. № 162‑О, от 7 февраля 2002 г. № 37‑О и от 13 октября 2009 г. № 1343‑О‑О: поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления. Применительно к НДФЛ, соответствующая правовая позиция изложена в определении КС РФ от 5 июля 2011 г. № 879‑О‑О: обязательность установления льгот по данному налогу для тех или иных категорий налогоплательщиков непосредственно из Конституции РФ не вытекает.

Исходя из постановления КС РФ от 27 мая 2003 г. № 9‑П, в случаях, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие снизить сумму налоговых платежей, применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов. В определении КС РФ от 1 декабря 2009 г. № 1553‑О‑П отмечается, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ, закрепленной в ней обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию. Из данной правовой позиции, сформулированной КС РФ в Постановлении от 17 марта 2009 года № 5‑П, следует, что обязанность платить налоги должна, среди прочего, пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом. При этом в силу указанной статьи Конституции РФ, если закон устанавливает налоговые вычеты и льготы, то налогоплательщик вправе в полной мере воспользоваться ими при определении суммы налога.

А.В. Малько исходит из того, что льгота выражается в предоставлении каких–либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Нормативное же определение налоговых льгот , данное в ст. 56 НК РФ, является достаточно узким: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

М.Н. Карасев характеризует формулировку ст. 56 НК РФ как довольно спорную, в том числе по той причине, что понятия «категория налогоплательщиков», «преимущества» являются весьма неопределенными.

В части второй НК РФ налоговые льготы регламентируются достаточно редко: в ст. 381 (гл. 30 «Налог на имущество организаций»), ст. 395 (гл. 31 «Земельный налог»). Так, в силу п. 2 ст. 381 освобождаются от налогообложения по налогу на имущество организаций, в том числе религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Иногда федеральный законодатель представляет соответствующим органам власти при установлении региональных (местных) налогов право установить налоговые льготы (в т.ч. дополнительно к федеральным налоговым льготам). Например, в ст. 356 НК РФ предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Нижегородский законодатель, например, предусмотрел следующую дополнительную льготу: для пенсионеров – владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с., ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов (ст. 7 Закона Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. № 71–З «О транспортном налоге»).

Очевидно, что права региональных (местных) органов власти по предоставлению дополнительных налоговых льгот могут быть реализованы только в отношении тех преимуществ, которые соответствуют нормативному определению ст. 56 НК РФ. Если федеральный законодатель намерен делегировать иные права по снижению налогового бремени региональным (местным) органам власти, он, как правило, не применяет термин «льготы». Например, в п. 2 ст. 346.20 установлено, что законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки по УСН с объектом «доходы минус расходы» в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В то же время следует учесть, что термин «налоговые льготы» как в правовых актах, так и в специальной литературе может применяться в широком значении, включающем все возможные преимущества налогоплательщиков. Например, в определении КС РФ от 17 декабря 2009 г. № 1572‑О‑О указано, что положения НК РФ, устанавливающие перечень операций, не подлежащих обложению НДС, по своей природе носят характер налоговой льготы. Тот же подход применен и в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. № 1650/10. В определении КС РФ от 28 мая 2009 г. № 855‑О‑О освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (п. 2 и п. 5 ст. 145 НК РФ) и профессиональный налоговый вычет по НДФЛ (п. 1 ст. 221 НК РФ) были обозначены, как льготы по уплате данных налогов; а уменьшение налоговой базы по ЕСН с доходов индивидуальных предпринимателей на сумму расходов (п. 3 ст. 237 НК РФ) – как особенности определения налоговой базы по ЕСН. Социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ, в свою очередь, были обозначены, как налоговые льготы, в определениях КС РФ от 18 декабря 2003 г. № 472‑О и от 23 сентября 2010 г. № 1251‑О‑О. В определении КС РФ от 19 мая 2009 г. № 757‑О‑О списание безнадежной задолженности по налогам (ст. 59 НК РФ) было расценено, как разновидность налоговых льгот. В постановлении Президиума ВАС РФ от 9 ноября 2010 г. № 7315/10 освобождение определенных выплат от ЕСН было обозначено, как «преференции».

По всей видимости, одной из причин широкого толкования термина «налоговые льготы» является своеобразная «инерция», сложившаяся за время действия Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118‑1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу). В соответствии со ст. 10 указанного Закона РФ по налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

– необлагаемый минимум объекта налога;

– изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

– освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

– понижение налоговых ставок;

– вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

– целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

– прочие налоговые льготы.

Интересные сведения приводит О. Болтенко: в Великобритании законодательного определения налоговой льготы не существует. Такие определения периодически выдаются теоретиками налогового права. Но можно выделить два вида фактически существующих налоговых льгот:

– льготы, прямо указанные в законе в качестве определенных мер;

– так называемые льготы по умолчанию, т.е. когда наоборот в законодательстве не предусмотрено конкретных мер, и именно их отсутствие создает налоговую льготу.

Сходной позиции придерживается также И.А. Майбуров. Данный исследователь выделяет прямые льготы (непосредственно закрепленные именно как льготы в главах НК РФ о конкретных налогах), а также косвенные (или камуфлированные) льготы.

Можно выделить льготы по умолчанию (косвенные) и в отечественном налоговом праве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ для российских организаций объектом налогообложения по налогу на имущество признается только такое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Очевидно, что законодатель потенциально мог бы обложить данным налогом и иное имущество организации (ценные бумаги, товарные запасы, денежные средства на счетах в банках и в кассе и т.д.). Ранее данным налогом облагались и иные виды имущества. В ст. 2 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030‑1 «О налоге на имущество предприятий» (в настоящее время утратил силу) было установлено, что налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Налоговые вычеты не являются исключением из общего правила, предоставляются всем налогоплательщикам и сводятся к возможности уменьшения суммы налога (или параметра, от которого зависит величина налога) при наличии определенных условий. Общее нормативное определение налогового вычета в НК РФ отсутствует. Единственное упоминание о налоговых вычетах в части первой НК РФ – в п. 8 ст. 88: при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС.

Возможности отказа от применения налогового вычета, вообще говоря, в законодательстве не предусмотрено, но в ряде норм закреплено право (а не обязанность) по их применению. Так, в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на приобретение квартиры на территории Российской Федерации (с определенными ограничениями). В данной норме прямо указано, что указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления. Соответственно, применение этого вычета позволяет уменьшить сумму дохода, облагаемого НДФЛ (вплоть до нуля).

Если вычет носит заявительный характер, то, как правило, отказ от уже затребованного и предоставленного вычета невозможен. Такой вывод можно сделать на основании определений КС РФ от 15 апреля 2008 г. № 311‑О‑О и от 27 января 2011 г. № 95‑О‑О. Разумеется, можно задаться вопросом: зачем вообще налогоплательщику может понадобиться отказ от уже предоставленного вычета? В данных определениях КС РФ рассматривался имущественный вычет по подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, который, как указано в данной норме, предоставляется только один раз (повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается). Соответственно, налогоплательщик, который приобрел одну квартиру и получил по ней вычет, а впоследствии купил другую квартиру (более дорогую), может прийти к выводу, что применение вычета по второй квартире (даже при условии отказа от вычета по первой) для него более выгодно.

Налоговые вычеты, применяемые при исчислении косвенных налогов, установлены как право налогоплательщика (п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 200 НК РФ). Указанные вычеты интересны тем, что в ряде случаев позволяют не только не уплачивать налог, но и требовать от публично–правового субъекта возмещения денежных средств из бюджета (ст. 176, 176.1, 203 НК РФ).

Нормы о расходах не обозначаются в законодательстве как налоговые вычеты, хотя имеют практически идентичный с ними механизм действия. Общее нормативное определение расходов в НК РФ также отсутствует. В части первой НК РФ указанный термин применяется, в том числе в подп. 3 п. 1 ст. 23: налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Во части второй НК РФ расходы регламентируются достаточно часто. Статья 247 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Соответственно, учет налогоплательщиком произведенных расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ в итоге позволяет уменьшать размер налога на прибыль организаций.

Следует отметить, что рассмотрение налоговых вычетов (расходов), как факультативных элементов налога, достаточно условно. С точки зрения правовой науки и высших судебных органов, то, что и в отсутствие вычетов (расходов) закон о налоге не утратит определенности, не вызывает сомнений. Однако, исходя из экономической сущности налогов некоторых типов при их установлении соответствующие вычеты (расходы) должны предусматриваться обязательно. В постановлении Президиума ВАС РФ от 10 февраля 2009 г. № 12687/08 отмечается, что при установлении налогов необходимо учитывать цели и элементы налогообложения (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ). В ряде актов КС РФ (в т.ч. постановления от 13 марта 2008 г. № 5‑П и от 1 марта 2012 г. № 6‑П) разъяснено, что возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как НДФЛ, – исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции РФ, – должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. В постановлении КС РФ от 22 июня 2009 г. № 10‑П подчеркнута необходимость учета федеральным законодателем при формировании структуры налога объективных характеристик экономико–правового содержания налога. А.М. Лесова обоснованно исходит из того, что современная теория взимания налогов исходит из того, что налогообложению может быть подвергнута только чистая прибыль предприятия. В противном случае, то есть в случае, когда налогообложению подвергался бы валовой доход, предприятия оказывались бы в неравных экономических, а значит, в неравных конкурентных условиях, поскольку одни из них отдавали бы государству большую часть своей прибыли, чем другие.

Данная правовая позиция, в полной мере относящаяся к НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей, применима и к УСН (при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» – п. 1 ст. 346.14 НК РФ с соответствующей налоговой ставкой 15 % – п. 2 ст. 346.20 НК РФ). С другой стороны, при рассмотрении УСН с объектом «доходы» – п. 1 ст. 346.14 НК РФ, подобных расходов (вычетов) в НК РФ вообще не предполагается, что полностью соответствует сущности данного налога: отсутствие права на учет расходов (вычетов) компенсируется в данном случае пониженной налоговой ставкой 6 % – п. 1 ст. 346.20 НК РФ.

Ситуации, в которых законодатель предоставил налоговые преимущества определенной категории налогоплательщиков с нарушением принципов справедливости и юридического равенства представляют определенную проблему. В подобных ситуациях потенциально можно ликвидировать «сомнительную» льготу на будущее, но сложно решить, как именно восстановить справедливость в отношении уже прошедшего периода времени. Лишить преимуществ те категории лиц, которым они были необоснованно представлены, невозможно в силу запрета обратной силы закона, ухудшающего положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ). Соответственно, остается только вариант предоставления «с обратной силой» преимуществ тем категориям лиц, которые не имели принципиальных отличий от «льготной» категории. Но такой вариант решения данной проблемы не следует из законодательства, и крайне редко имеет место в практике высших судебных органов.

Например, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) организации, владевшие пассажирскими и грузовыми морскими, речными и воздушными судами, не уплачивали транспортный налог, а индивидуальные предприниматели – уплачивали. Поскольку НК РФ прямо и недвусмысленно исключал индивидуальных предпринимателей из числа лиц, имеющих право не уплачивать налог, в определениях КС РФ от 1 декабря 2009 г. № 1551‑О‑О и № 1552‑О‑О, в постановлении Президиума ВАС РФ от 21 июля 2009 г. № 3513/09 отсутствие у предпринимателей этого права подтверждено. Однако, несмотря на поддержку позиции законодателя судебными органами, с 1 января 2010 г. (без обратной силы закона) те же преимущества нормативно закреплены и за индивидуальными предпринимателями. Иными словами, законодатель косвенно признал необоснованным лишение предпринимателей данной льготы.

В качестве редкого примера иного подхода высшего судебного органа можно привести постановление КС РФ от 23 декабря 1999 г. № 18‑П. В данном судебном акте проанализирована норма закона о страховых взносах, предоставляющая освобождение от их уплаты, и сделан вывод, что данная норма носит дискриминационный характер постольку, поскольку в соответствии с ней устанавливаются необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. На этом основании Суд признал норму не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой она не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.

Исходя из сведений, которые приводит Ш. Рекцигель, в Германии иски, в рамках которых заявители ставят вопрос о том, что им, в отличие от других лиц, не предоставлены некоторые льготы, иногда условно обозначаются, как «иски из зависти».

Следует отметить, что в законодательстве о налогах могут быть предусмотрены нормы, которые условно можно обозначить как регламентирующие льготное налогообложение , но вообще не относящиеся ни к льготам, ни к вычетам, ни к расходам. Обычно отказ от применения данных норм невозможен. Например, в ст. 164 НК РФ предусмотрена общая ставка НДС при реализации товаров (работ, услуг) – 18 % и пониженная ставка 10 % для реализации отдельных видов товаров: масла растительного, яиц и яйцепродуктов, некоторых товаров для детей, медицинских товаров и др. В ряде постановлений Президиума ВАС РФ, в том числе от 20 декабря 2005 г. № 9252/05, от 19 июня 2006 г. № 16305/05, от 25 ноября 2008 г. № 9515/08 были рассмотрены случаи, когда налогоплательщик НДС ошибочно применил вместо ставки 0 % ставку 18 %. Суд указал, что налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога. Сходный вывод сделан в определениях КС РФ от 15 мая 2007 г. № 372‑О‑П, от 2 апреля 2009 г. № 475‑О‑О и от 26 января 2010 г. № 123‑О‑О: налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения. Данные правовые позиции судов в основном объясняются тем, что «в фокусе» здесь находится не столько некий налогоплательщик НДС, реализующий товар (работу, услугу), сколько его контрагент, также налогоплательщик НДС, претендующий на вычет по данному налогу. Если налогоплательщик использует стандартную 18 % ставку НДС, то у контрагента будет больший объем вычета по НДС, чем это было бы при применении налогоплательщиком пониженной ставки (при применении ставки 0 % права на вычет у контрагента фактически не будет).

В плане рассмотрения льготного налогообложения представляет интерес позиция Е.В. Порохова: лица, пользующиеся в рамках налоговых правоотношений льготами, освобождаются не от самих налоговых правоотношений, а от исполнения по ним своих обязанностей перед государством. Было бы неверным считать, что предоставление льгот возможно вне рамок налоговых правоотношений. Представление льгот само по себе уже выражает факт наличия правоотношений между тем, кто предоставляет льготы (государством) и тем, кто ими пользуется (субъектом налога). Данная позиция позволяет разграничивать лиц, вообще не являющихся налогоплательщиками (они иногда прямо названы в НК РФ – п. 2 ст. 333.8 устанавливает, какие лица не являются налогоплательщиками водного налога) и лиц, являющихся налогоплательщиками, но не обязанными уплачивать налог вследствие применения налоговых льгот (вычетов, расходов, освобождений). Последняя категория лиц обязана, например, вести учет (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ). Кроме того, обязанности по представлению налоговых деклараций (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ) возлагаются на налогоплательщиков ряда налогов и в том случае, если сумма налога к уплате отсутствует (по НДС – п. 5 ст. 174 НК РФ, по налогу на прибыль организаций – п. 1 ст. 289 НК РФ).

Также следует отметить, что некоторые нормы, предусматривающие пониженное налоговое бремя, обозначены в законодательстве как «особенности налогообложения » (хотя данным термином могут обозначаться и не только такие нормы). В подп. 3 п. 1 ст. 185 НК РФ «Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Таможенного союза» предусмотрено, что при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и при их помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли акциз не уплачивается.

В пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 введен обобщенный термин «налоговая выгода», под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. По общему правилу, бремя доказывания права на налоговую выгоду лежит на заинтересованном налогоплательщике. Ubi emolumentum ibi onus – где выгода, там и бремя. Однако такой логичный подход к бремени доказывания налоговой выгоды осложняется рядом приведенных выше правовых позиций высших судебных органов, признавших применение 0 % ставки НДС не правом, а обязанностью налогоплательщика. Данная ситуация свидетельствует о том, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела, высшие судебные органы могут рассмотреть применение конкретной нормы, снижающей сумму налога, и как право, и как обязанность налогоплательщика (если только в НК РФ не будет однозначного указания на характер данной нормы).

Исходя из определения КС РФ от 17 июня 2008 г. № 498‑О‑О конституционное положение об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы предполагает также, что налоговые органы и суды при решении вопроса о правомерности освобождения конкретного налогоплательщика от данной обязанности на основании закона должны учитывать, что введение налоговых льгот направлено, в том числе, на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности, и действовать сообразно воле федерального законодателя, выраженной в соответствующих нормах. Кроме того, в ряде определений КС РФ (от 5 июня 2003 г. № 275‑О, от 7 февраля 2008 г. № 226‑О‑О, от 16 июля 2009 г. № 936‑О‑О, от 26 января 2010 г. № 153‑О‑О, от 27 января 2011 г. № 96‑О‑О) разъяснено, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

Необходимо учитывать, что налогоплательщик в ряде случаев может быть заинтересован в применении диспозитивных норм, позволяющих ему уменьшить сумму налога по итогам текущего налогового периода, хотя по итогам некоторого будущего налогового периода, налог, скорее всего, возрастет на ту же величину. Налогоплательщик, применяющий подобные нормы, обычно руководствуется соображением – лучше платить налог позднее, чем сейчас. Например, ст. 266 НК РФ регламентирует создание налогоплательщиком налога на прибыль организаций так называемого резерва по сомнительным долгам. Применение данной нормы позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на некоторые (сомнительные) долги контрагентов перед налогоплательщиком еще до того, как по данным долгам истечет срок исковой давности (они станут безнадежными).

налоговых льгот (вычетов, расходов, освобождений):

Ответ: 1. налог, тем не менее, является установленным и должен уплачиваться.

Ключ: Исходя из п. 2 ст. 17 НК РФ и иных положений законодательства о налогах, налоговые льготы (вычеты, расходы,

освобождения) являются факультативным элементом любого налога. Их отсутствие не снижает определенности

нормативного акта о конкретном налоге, такой налог является установленным и должен уплачиваться. ФНС России

полномочий по установлению льгот (вычетов, расходов, освобождений) не имеет.

166. Налоговую декларацию можно охарактеризовать, как:

Ответ: 1. заявление налогоплательщика об исчисленной им и подлежащей уплате за налоговый период сумме конкретного

Ключ: В силу п. 1 ст. 80 НК РФ: налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в

электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи,

налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках

доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих

основанием для исчисления и уплаты налога.

167. В соответствии с НК РФ бланки налоговых деклараций (расчетов):

Ответ: 1. предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Ключ: На основании п. 3 ст. 80 НК РФ бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами

бесплатно.

168. Налоговые декларации должны представляться:

Ответ: 3. всеми налогоплательщиками по тем налогам, по которым прямо установлена такая обязанность.

Ключ: В силу подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по

месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и

сборах. Обычно данная обязанность возлагается законодательством на тех лиц, которые обязаны исчислять

соответствующий налог самостоятельно. Например, вообще нет обязанности по представлению налоговой декларации по

налогу на имущество физических лиц - данный налог исчисляет только налоговый орган (п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налогах на

имущество физических лиц").

169. Отметьте правильное утверждение:

Ответ: 2. законодатель обычно возлагает обязанность по представлению налоговой декларации на налогоплательщиков,

которые исчисляют для себя налог самостоятельно.

Ключ: Из приведенных высказываний верно только то, что законодатель обычно возлагает обязанность по представлению

налоговой декларации на налогоплательщиков, которые исчисляют для себя налог самостоятельно. Документ,

представляемый плательщиками сборов, называется расчет сбора (п. 1 ст. 80 НК РФ). Физические лица без статуса

индивидуального предпринимателя в некоторых случаях обязаны представлять налоговые декларации (например - по

НДФЛ при продаже имущества, которым владели менее трех лет - п. 1 ст. 229, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Налоговая система является важной частью общей финансовой системы каждого государства. Обязанность уплачивать налоги возлагается на всех экономических субъектов страны: простых граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Однако некоторые категории населения могут рассчитывать на льготы при уплате налогов — эти льготы могут проявляться как в снижении налогооблагаемой базы, так и в уменьшении размера налога. В данном разделе мы расскажем о том, как получить налоговый вычет за квартиру, обучение, лечение и т. д.

Налоговые льготы

Различные преимущества, которые государство предоставляет некоторым налогоплательщикам при совершении ими определенных видов деятельности называются налоговыми льготами. Их отличительной особенностью является противоположность их последствий:

  • для государства льготы несут отрицательные последствия, так как за счет них уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет;
  • для плательщиков , которые имеют право на льготы, последствия будут положительными, поскольку они будут освобождены от уплаты части или всей величины налога.

Также применение налоговых льгот нарушает один из главных принципов налогообложения — принцип справедливости. В результате их применения одни категории лиц получают более выгодные условия уплаты налогов, чем другие.

Несмотря на ущерб, наносимый льготами бюджету государства, они все равно служат для достижения важных целей:

  • экономических — при помощи налоговых льгот стимулируется развитие всех сфер бизнеса (в том числе малого и среднего, которые являются важным элементом развитой экономики государства);
  • социальных — льготы являются одной из мер поддержки, оказываемой наиболее нуждающимся и незащищенным категориям граждан

Также налоговые льготы выполняют определенные функции:

  1. Стимулирующая — состоит в том, что предоставление льгот упрощает порядок ведения некоторых видов деятельности. В связи с этим стимулируется развитие производственной, предпринимательской, инвестиционной сферы и сферы услуг.
  2. Регулирующая — она включает в себя все полезные эффекты, которые достигаются при введении льгот. При помощи льгот появляется возможность регулировать порядок взимания налогов, а также устанавливать особые правила налогообложения для некоторых лиц.
  3. Компенсационная — при помощи налоговых льгот разным лицам предоставляются равные возможности налогообложения. В тех случаях, когда субъекты не равны (например, по уровню дохода), менее обеспеченный плательщик должен будет внести меньшую сумму налога.

Налоговые льготы делятся на множество видов. Они могут проявляться как в виде полного освобождения от уплаты налога, так и в виде снижения его суммы. Также льготы можно разделить в зависимости от случаев, в которых они применяются: при оплате , лечения, и т.п. Отдельные предоставляются пенсионерам.

Стандартные налоговые вычеты на детей

Преобладающим направлением государственной политики РФ является защита прав и интересов детей. В связи с этим лица, у которых есть дети, имеют право на некоторые социальные гарантии, в том числе и на применение налогового вычета.

Налоговый вычет на ребенка — это право лиц, которые имеют одного или нескольких детей, уменьшить размер своей налогооблагаемой базы на определенную сумму. К лицам, у которых есть такое право, можно отнести:

  • родителей (отец и мать имеют право одновременно получать вычет);
  • опекунов;
  • попечителей.

В том случае, если ребенок рожден вне брака или его родители развелись, получить вычет могут лица, на обеспечении которых находится ребенок. Это может быть как тот родитель, с которым он проживает, так и тот, который платит на ребенка алименты.

Получить вычет можно при соблюдении нескольких условий:

1. Соответствующий возраст ребенка:

  • до 18 лет — в общих случаях;
  • до 24 лет — в том случае, если ребенок является студентом дневной формы обучения.

2. Наличие налогооблагаемой базы — ею выступает доход, который получают родители (то есть заработная плата).

3. Выполнение обязательств по обеспечению ребенка (осуществление расходов на его нужды за счет собственных средств).

4. Размер дохода — не должен превышать 280 000 руб.

В этих случаях при взимании НДФЛ от заработной платы родителя (или обоих родителей) отнимут определенную сумму:

  • 1400 руб. — если ребенок один или двое;
  • 3000 руб. — если детей трое или более (или же ребенок является инвалидом).

Следует отметить, что вычет предоставляется на каждого ребенка отдельно. Порядок определения количества детей не зависит от их возраста.

Имущественный налоговый вычет

При операциях по строительству и приобретению недвижимости все работающие граждане имеют право на применение . К недвижимости, за которую можно получить вычет, относится:

  • квартира;
  • земельный участок;
  • часть квартиры или дома (их доля).

Кроме стоимости недвижимости, вычет может применяться и по отношению к уплаченным процентам (если жилье приобреталось в ипотеку). Также вычет можно применять не только относительно итоговой стоимости готовой недвижимости, но и к затратам на ее строительство.

Что касается величины возможного налогового вычета при покупке квартиры, то существуют его определенные пределы:

  1. Гражданин не сможет получить вычета больше, чем сумма уплаченного им НДФЛ за текущий год.
  2. Если стоимость недвижимости больше 2 млн руб., то получить можно только 13% от этой суммы (то есть 260 тыс. руб.). Это максимально возможная величина вычета для любого вида недвижимости.
  3. По ипотечным процентам можно получить лишь 13% от суммы до 3 млн руб. (то есть максимум 390 тыс. руб.).

Объектом, к которому применяется налоговый вычет, может быть не только недвижимость — его действие распространяется и на сделки, связанные с продажей автомобиля. Для покупателя ТС такой возможности не предоставляется.

Вычет за обучение

К группе социальных налоговых вычетов относится вычет за расходы, понесенные на . Как и в остальных случаях, получить его имеют право только официально работающие лица. Вычет применяется в отношении расходов, понесенных на оплату:

  • детского сада;
  • школы (в том числе музыкальной, автомобильной и языковой);
  • средних профессиональных учебных заведений;
  • вузов;
  • учебных курсов.

При этом не имеет значения, к какой форме собственности относятся эти заведения — частной или государственной. У плательщиков НДФЛ есть возможность вернуть средства, потраченные даже на оплату зарубежных образовательных услуг. Единственное требование — наличие у учебного заведения соответствующей лицензии, которая бы подтверждала его статус.

Также неважно, на какой форме обучения получал образование гражданин — дневной или заочной. Вернуть можно 13% от расходов, потраченных на оплату учебы на любой из них.

Получить вычет можно как за себя, так и за своих ближайших несовершеннолетних родственников (детей, подопечных, братьев или сестер). У лица, получающего вычет, должны иметься подтверждающие расходы документы (чеки и квитанции об оплате).

Вычет за лечение

Еще один социальный вычет — возможность вернуть часть денежных средств, потраченных на лечение. В сумму этих средств входят затраты на оплату лечения и приобретение страхового полиса, а также покупку лекарственных препаратов. Список услуг и медикаментов, за которые можно вернуть часть денег, утверждается законодательно.

Важным требованием также является то, что у медицинского учреждения, где плательщик проходил лечение, должна быть специальная медицинская лицензия. Ее наличие дает право на законное оказание таких услуг гражданам.

Плательщик НДФЛ имеет возможность получить вычет не только за себя, но и за некоторых родственников (супруга, ребенка, мать или отца). Максимально возможной суммой для возврата налогового вычета является 15 600 руб. (то есть 13% от 120 000 руб.). Исключением является оплата некоторых дорогостоящих услуг, при которых сумма возможного вычета увеличивается. Список данных услуг также установлен законодательно.

Предоставление налоговых льгот — это важная мера социальной защиты и поддержки государства. С их помощью граждане и предприниматели получают возможность сэкономить свои денежные средства на уплате налогов. Льготы могут быть представлены как возможность уменьшить сумму налога или же как право быть полностью освобожденным от их уплаты. И хотя для бюджета государства это является убыточной мерой, в рамках социальной защиты налоговые льготы являются важным инструментом.

Социальные налоговые вычеты по НДФЛ - это предусмотренная законодательством РФ возможность для налогоплательщиков уменьшить размер базы на сумму расходов, понесенных на определенные цели. Правом на подобный бонус от государства обладает каждый официально трудоустроенный гражданин в России.

Законодательное регулирование предоставления социальных налоговых вычетов

Социальные налоговые вычеты по НДФЛ можно получить по окончании налогового периода (один год). Процедура их оформления предполагает документальное обеспечение. Гражданину потребуется предоставить подтверждающие понесенные расходы бумаги в компетентный орган.

Подобные компенсации от государства предоставляются в размере фактических затрат, но ограничены максимальной суммой в 120000 руб. Лицо, рассчитывающее получить их, должно определиться с видом расходов, если затрат было несколько.

Важно! Возврат не переносится на следующий отчетный период. Если уплаченного налога за год не хватит, оставшаяся сумма сгорит.

Этот вид государственной компенсации предусматривает освобождение от уплаты подоходного налога с определенной денежной суммы. Получение их не ограничиваются количеством раз. Подавать документы на перечисления можно каждый год при наличии предусмотренных законодательством условий.

В нормативной базе данная возможность предусмотрена в статье 219 НК РФ. Это положение в полном объеме регламентирует порядок предоставления выплат, условия и способы перечисления.

Кто имеет право на получение вычета

На предоставление данного бонуса от государства имеют право эти лица:

  • налогоплательщики - трудоустроенные в официальном порядке лица, за которых организация отчисляет подоходный налог;
  • нетрудоустроенные пенсионеры за расходы на лечение. В подобных ситуациях получателем вычета будут официально работающие дети.

Таким образом, для начисления данной компенсации гражданин должен быть официально трудоустроен. Существует два способа для перечисления: возврат уплаченного налога и освобождение от него в течение определенного периода.

Совет! Во втором случае вычет можно получить до истечения календарного года, подав необходимые документы руководству предприятия. В таком случае лицо будет получать повышенную заработную плату, взамен единовременной выплаты.

Классификация по расходам

Статья 219 НК РФ регламентирует возможность получить возврат при затратах, понесенных на:

  • обучение;
  • лечение;
  • расходы на благотворительность;
  • расходы на формирование пенсионного обеспечения.

Все компенсации носят заявительный характер. Для их получения гражданину необходимо обратиться с пакетом документов в ФНС или к работодателю. В противном случае возможность будет упущена.

На благотворительность и пожертвования

Возврат НДФЛ при затратах на благотворительные цели указан в п.п. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. Уменьшение облагаемой налогом базы при этом возможно на фактическую сумму, но не более четверти от дохода за один год.

Перечисляя денежные средства на благотворительные нужды, налогоплательщик не должен получать взамен от организации какую-либо компенсацию. Пожертвование предполагает безвозмездность.

Для получения данной компенсации необходимо заполнить декларацию 3- НДФЛ и приложить к ней следующую документацию:

  • подтверждение понесенных затрат, к примеру, квитанции, чеки;
  • письма из благотворительных учреждений с просьбой о пожертвованиях;
  • справку 2- НДФЛ за годовой период.
Обратите внимание! Получить этот вид выплат можно только в ФНС. Заполнение декларации происходит при обращении.

Возврат НДФЛ не предоставляется в следующих случаях:

  • деньги были перечислены в фонд, а не напрямую в учреждение;
  • плательщик имел корыстный интерес при совершении пожертвования;
  • в качестве получателя средств выступало физическое лицо.

Благотворительная помощь должна быть выражена именно в денежной сумме.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

На оплату обучения

Возврат налога с расходов на обучение регламентирован п.п. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ. Плательщик может получить средства в следующих ситуациях:

  • при оплате собственного обучения;
  • при оплате образования своим детям, которые не достигли возраста 24 лет;
  • при затратах на образование брата или сестры.

Если лицо планирует получить вычет за затраты не на личные нужды, важна форма обучения. Так, компенсируются государством только траты на образование членов семьи, которые поступили на очную форму.

Не имеет значения вид учебного заведения. Это может быть ВУЗ, спортивная секция или художественная, или автошкола.

Компенсация НДФЛ не предоставляется в следующих случаях:

  • образовательное учреждение не аккредитовано государством;
  • затраты на образовательный процесс понес работодатель.
Внимание! Также выплата не будет предоставлена, если плательщик затратил материнский капитал.

Расходы на лечение

Для получения компенсации из ФНС данного вида в сумму можно включать траты на лечение, приобретение медпрепаратов или приспособлений. Эта процедура регламентируется п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Плательщик может истратить деньги на собственное лечение или:

  • супруга;
  • несовершеннолетнего сына или дочери;
  • родителей.

Для начисления налогового бонуса медучреждение должно пройти процедуру лицензирования на оказание подобных услуг. Это правило применимо и к негосударственным медицинским организациям.

По накопительному пенсионному обеспечению или добровольному пенсионному страхованию

Данное назначение трат регулирует п. п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ. Предоставляется выплата только в случаях внесения плательщиком денег на накопительную часть пенсии свыше уплаченных за него предприятием.

Также предоставляется возврат со следующих перечислений:

  1. на добровольное страхование жизни. Соглашение с организацией при этом должно быть подписано на 5 лет и более;
  2. на пенсионное допстрахование;
  3. перечисление денег в любые НПФ.

Социальный налоговый вычет

В 2017 году размер налогового бонуса для физических лиц, а также цели расходования для предоставления были урегулированы Правительством РФ. Вопрос согласован с соответствующими министерствами и ведомствами.

Обратите внимание! С 1 января 2017 года плательщик вправе обратиться к работодателю, который отчисляет за него НДФЛ в казну, за предоставлением социальной компенсации налога.

Ранее такой возможности не существовало. При этом выплата будет предоставлена не единовременно, а путем повышения заработной платы на налоговую ставку в течение периода до исчерпания положенных средств.

Куда обращаться за оформлением

Для получения социального возврата НДФЛ можно обратиться в ФНС или к своему работодателю. От выбранного пути будет зависеть способ предоставления.

В ФНС нужно обращаться по окончании календарного года, в течение которого производились траты. Пакет бумаг будет зависеть от целей расходования денег. В большинстве случаев требуются следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • декларация 3- НДФЛ;
  • справка 2- НДФЛ;
  • заявление;
  • подтверждающие траты платежные документы;
  • договор с учреждением;
  • справка об оказании медицинских услуг.

После подачи документации необходимо дождаться решения инспекции. Деньги будут перечислены на банковский счет заявителя.

Для предоставления данной выплаты через работодателя необходимо:

  • написать в ФНС заявление для подтверждения права на возврат;
  • забрать уведомление из ФНС;
  • заполнить заявление работодателю на получение средств.

Из заработной платы налогоплательщика перестанет удерживаться НДФЛ. Каждый гражданин РФ имеет право самостоятельно выбрать способ предоставления данного бонуса.

В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц.

Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества.

Законодательная база

Описание данного налога, а также полагающихся в связи с его уплатой льгот, можно найти в Федеральном законе № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (9.12.1991), который к настоящему времени включает уже ряд поправок и изменений. Также достаточно подробно необходимая собственникам информация содержится в Налоговом Кодексе РФ (статьи 399-409): о плательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, льготах, порядке определения налога на имущество и его уплаты и т.д.

Налог на имущество рассчитывается физическим лицам в инспекции по месту нахождения находящихся в собственности объектов, после чего владельцу высылается налоговое уведомление, в котором указана сумма и данные расчета налога.

Сейчас собственники получают налоговое уведомление единой формы, в котором отражаются данные по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

В строке, соответствующей налогу на имущество, можно увидеть данные о годе расчета, облагаемом имуществе и его месте расположения, размере налоговой базы, ставке, доли в праве, льготах и итоговой сумме налога. Сведения об имеющемся у граждан имуществе содержатся в органах Росреестра.

Данный вид налога действует в отношении следующего имущества: квартиры или комнаты, дома, гаража, дачи, а также иных зданий. Налог рассчитывается и на долевую собственность с участием вышеперечисленных объектов.

До 2016 года в налоговой базой для того, чтобы рассчитать физлицам налог на их имущество, служила инвентаризационная стоимость облагаемых объектов по состоянию на начало (1 января) каждого года. Узнать инвентаризационную стоимость имущества за период до 1 января 2013 года можно в отделениях БТИ (выдается соответствующая справка). Узнать задолженность по оплате налога поможет информация, представленная на сайте ФНС России.

В некоторых случаях происходит перерасчет налога на имущество граждан за предыдущие годы в сторону увеличения суммы. Связано это с увеличением инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и несвоевременной подачей необходимых сведений из БТИ. Следует учесть, что перерасчет разрешается не более, чем за три года.

Если необходимо рассчитать налог в отношении долевой собственности , то берется каждая соразмерная его доля у определенного гражданина (определяется путем произведения инвентаризационной стоимости объекта на соответствующую долю). Налог по общей совместной собственности делится на всех собственников одинаковыми частями.

Нередки ситуации, когда граждане не были извещены о необходимости уплаты налога государственными органами вовремя с помощью соответствующих уведомлений. Тогда они обязаны произвести уплату не более чем за три года, предшествующих получению уведомления из налоговой. За излишне уплаченный налог собственникам может быть осуществлен возврат средств в установленном порядке.

Налоговые ставки

Налоговые ставки относительно имущества физлиц утверждаются органами местного самоуправления, и региональными законами, если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время ставки не могут быть выше тех пределов, которые установлены на федеральном уровне. Интернет-сайт ФНС позволит ознакомиться с местными налоговыми ставками более подробно при обращении к соответствующему разделу.

На определение ставки налога рассматриваемого вида влияют такие факторы, как инвентаризационная стоимость и само количество принадлежащих одному собственнику объектов. В последнем случае при расчете исходят из суммарной стоимости имущества.

Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость , которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор, который равен 1,425 .

На 2019 год к исчислению налога на имущество был применен понижающий коэффициент 0,4 за исключением объектов недвижимости, относящихся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Начиная с 2015 года в некоторых субъектах РФ данный налог граждан рассчитывается по кадастровой стоимости объектов. Постепенно до 2019 года планируется рассчитывать налоговую базу исходя из кадастровой стоимости уже во всех без исключения регионах. Узнать данную величину можно в органах и на сайте Росреестра. Также допустимо оспорить размер стоимости имущества, если собственник с ним не согласен.

Если налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то предусматриваются следующие налоговые вычеты в отношении различных жилых объектов: комнаты – на 10 кв.м.; квартиры – на 20 кв.м.; дома – на 50 кв. м.

Кроме того, органы власти таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе увеличить размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы она принимается равной нулю для удобства начисления сумм, которые необходимо будет выплатить гражданам для соблюдения налогового законодательства.

Налог на имущество по кадастровой стоимости предполагает трехуровневую ставку:

  • 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
  • 0,5% – для всех других объектов;
  • 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.

При этом региональные власти могут снизить ставку до 0 или повысить ее до 0,3%.

Во избежание резкого скачка налогового бремени в регионах до 2019 года будет применено правило, согласно которому налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%, после чего такой коэффициент будет отменен.

Налоговые сроки и периоды

Налог на имущество подлежит начислению гражданам каждый год и основанием для определенных значений служат данные о стоимости недвижимости с учетом коэффициента, который назван дефлятором для учета инфляционных тенденций в экономике. Уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, который последует за годом исчисления налога.

За несвоевременную уплату могут быть начислены пени на сумму недоимки. За неуплату налога гражданин может быть оштрафован, подвергнуться конфискации имущества, а также в некоторых случаях – привлечен к уголовной ответственности.

Период , за который платится налог на имущество, определяется со времени его приобретения:

  1. Если объект находился в собственности целый год, то этот же период и берется за основу.
  2. В случае владения имуществом менее года, налог платится с месяца регистрации права собственности.
  3. При получении наследства – с месяца его открытия.
  4. Если объект недвижимости был недавно возведен, то налог необходимо начинать платить с начала года, который отсчитывают за годом постройки.
  5. В случае продажи, разрушения или уничтожения имущества взимание налога прекращается с начала месяца, в котором имущество уже владельцу не принадлежит или перестало существовать.

Кому положены налоговые льготы и в каком размере

Налоговые льготы на данный налог подлежат подробному регулированию с помощью статьи 407 НК РФ.

Освобождение от уплаты налога полагается следующим категориям граждан :

Объектами льготного налогообложения могут выступать:

  • квартира или комната в квартире;
  • специальные помещения или сооружения, использующиеся для творческих видов деятельности;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадью менее 50 кв. м на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС;
  • гаражное помещение или машино-место.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект, находящийся в собственности. Также он не должен использоваться владельцем в предпринимательской деятельности.

Чтобы реализовать свое право на налоговую льготу в отношении личного имущества, следует предоставить в любой налоговый орган следующие документы : соответствующее заявление, паспорт, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество, технический или кадастровый паспорт объекта.

Однако, если заявление на получение льготы было оформлено гражданином до 31 декабря 2014 года, подавать документы повторно не нужно. Если гражданин не смог вовремя воспользоваться своим правом на льготы, то он вправе обратиться в налоговую с просьбой о пересчете размера налога и возврате излишне уплаченных денежных средств (не более чем за три года).

Если у гражданина, которому положены налоговые льготы, имеются несколько объектов налогообложения , то льготы предоставляются в отношении объекта одного вида на выбор. До 1 ноября года, который будет являться налоговым периодом применения льготы, льготники предоставляют уведомление о выбранных объектах налогообложения для назначения льготы по налогу на имущество физлиц. Если соответствующее уведомление не будет предоставлено в срок, налоговая льгота будет назначена в отношении одного объекта каждого вида, по которому сумма налога будет максимальной.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд льгот для пенсионеров . Данная категория граждан может получить льготы (освобождение от уплаты налога) касательно следующих объектов налогообложения:

Право на льготу дается пенсионерам в отношении одного из объектов по каждой категории, к примеру, если в собственности гражданина наличествуют квартира, дача и гараж, то он полностью освобождается от уплаты налога на имущество физ. лиц. Если же гражданин имеет два дома, то в отношении одного из них на выбор ему придется уплатить налог.

Однако существуют случаи, когда пенсионеры обязаны платить налоги государству:

  1. Если стоимость объекта недвижимости превысит 300 млн. рублей;
  2. Имущество, по которому могла бы быть налоговая льгота, используется в предпринимательской деятельности.

В отношении земельных участков льготы по уплате налога для пенсионеров устанавливаются властями каждого отдельно взятого региона, для получения подробной информации необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.

Местные власти также вправе определять дополнительные категории граждан-льготников, к примеру, .

Актуальные изменения в начислении налога на имущество представлены в следующем видеосюжете: